Что будет за тонировку лобового стекла?

Среди автомобилистов вот уже много лет популярно тонировать стекла машины – в солнечные дни это отлично спасает от прямых лучей. К тому же, затемненные стекла скрывают от посторонних глаз подробности жизни водителя и пассажиров. В сети периодически появляются новости о том, что штраф за тонировку автомобилей в 2020 году поднимется в несколько раз. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Тонировка автомобилей: что разрешено

ПДД и административный закон не предусматривают правил тонировки, но отсылают к Регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором содержатся технические требования светопропускания стекол. Общее правило – стекло автомобиля должно пропускать не менее 70% дневного света. Исключения сделаны для так называемой «пассажирской полусферы», то есть заднего стекла и задних боковых стекол – их можно тонировать как угодно, если автомобиль оборудован зеркалами заднего вида.

Что касается обзора водителя (лобового, ветрового и передних боковых стекол) – здесь снижение допустимой видимости (то есть менее 70%) недопустимо и является безусловным основанием к административной ответственности.

Следует учесть, что легкая «заводская» тонировка добавляет затемнения, если вы наклеите дополнительную пленку. В результате пропускная способность стекол может быть менее 70%. Чтобы это обстоятельство не стало для вас неожиданностью при остановке сотрудником ГИБДД, нужно заранее позаботиться о соответствии водительского обзора стандартам. Для этого практически в любой автомастерской имеется свой тауметр.

Регламентом Таможенного союза допускается установка затемненной пленки-полосы в верхней части лобового стекла, которая должна быть менее 14 см.

Применение зеркального красителя при затемнении автомобиля не допускается.

Как выявляется нарушение

Инспектор ГИБДД, прежде чем привлечь водителя к административной ответственности за затемненные стекла, обязан произвести замер светопропускания специальным прибором – тауметром. Если показатель ниже 70%, составляется соответствующий протокол.

Если на переднем стекле водителя установлена полосная пленка, то ее параметры инспектор также вправе измерить и составить протокол, если ее ширина будет превышать 140 мм.

Следует отметить, что инспектор вправе делать такие замеры и фиксировать соответствующие нарушения не только на стационарном посту ГИБДД, но и на любом участке дороги.

Прибор, которым инспектор измеряет процент тонировки, должен быть сертифицирован. Технические характеристики тауметра, в зависимости от модели и инструкции к ней, должны периодически (раз в год) проверяться специалистом. Несоблюдение этих требований, а также нарушение рекомендованной процедуры измерения, содержащейся в инструкции, может повлечь признание результатов недействительными.

Моделей приборов множество, из них сотрудниками ГИБДД чаще всего применяются «Свет», «Тоник», «Блик-Н». Инструкция этих тауметров предусматривает простую процедуру измерения:

  1. прибор подносится к стеклу и прислоняется (поверхность при этом должна быть чистой и сухой). Для точного результата рекомендуется измерять уровень светопропускания в 2-3-х местах на одном стекле;
  2. через несколько секунд на табло прибора появляется информация, сформированная автоматически.

Большинство приборов (в том числе и модели, названия которых мы привели для примера) способны измерить процент тонировки и в темное время суток. В то же время, есть различия в их работе в зависимости от показателей температурного режима. Например, тауметр «Свет» способен выдать достоверные данные при температуре от -40 до +40 градусов, тогда как «Тоник» — только от -10 до +40. Кроме того, имеет значение и влажность воздуха: в дождливую погоду тауметр «Блик-Н» даст более точный результат, поскольку способен работать при влажности воздуха до 95%.

Статья 12.5 КОАП РФ

Тонировка, не соответствующая техническим требованиям, автоматически относится к условиям, при которых эксплуатация транспорта запрещена. В части 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ (в действующей редакции по состоянию на 2020 год) за управление таким автомобилем предусмотрена административная ответственность в виде штрафа 500 рублей.

Еще несколько лет назад нарушение, связанное с излишней тонировкой машины, могло повлечь снятие государственных номеров. В настоящее время применение такой меры исключено и законом не предусматривается.

Кстати, на оплату штрафа по ст. 12.5 КОАП РФ распространяется правило о 50% льготе в случае, когда водитель вносит платеж в течение 20 дней со дня вынесения постановления (смотрите на нашем сайте информацию о возможности восстановления пропущенного 20-дневного периода).

Наказание за тонировку не предусматривает лишения прав и помещение ТС на штрафстоянку.

Несмотря на то, что нарушение касается наличия неисправностей, при которых эксплуатация транспорта формально запрещена, инспектор не вправе задержать автомобиль или отстранить водителя от управления (это допустимо только при наличии неисправности тормозной системы или рулевого механизма).

Согласно п. 259 Регламента ГИБДД 2017 года, инспектор вправе потребовать устранить немедленно допущенное нарушение (иными словами, сорвать пленку на месте). Если сделать это тут же невозможно, водителю разрешается доехать до ближайшего сервиса с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Если же объективно устранить нарушение возможно, но автолюбитель отказывается это сделать – у инспектора есть все основания привлечь его к ответственности по ст. 19.3 КОАП РФ за неповиновение законному требованию, наказание за такие действия может быть в виде административного ареста.

Повышение штрафа: миф или реальность

Действующий закон остается весьма лояльным к автолюбителям, которые предпочитают тонировать свой транспорт, превышая при этом предусмотренные законодательными актами нормы — штраф в 500 рублей нельзя назвать слишком суровым. Не увеличена сумма штрафа за тонировку и в случае повторного нарушения ч. 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ тем же водителем.

В то же время, в Государственной Думе уже длительное время обсуждается законопроект, предусматривающий ужесточение наказания для водителей машин с темными стеклами. Инициативная группа этого законопроекта намерена доработать его в 2018 году, принять замечания коллег и внести следующие изменения в ст. 12.5 КОАП РФ:

  • увеличить штраф за несоблюдение правил тонировки до 1500 рублей;
  • ввести штраф в размере 5000 рублей за повторное нарушение аналогичного характера в течение года.

Кроме того, отдельным пунктом рассматривается вопрос о повышении минимального процента видимости переднего стекла – возможно, его увеличат до 75%, в отношении других стекол автомобиля правила останутся теми же, с разрешением тонировки не менее 70% светопропускания.

На первоначальном этапе обсуждения (в 2016 году) в законопроекте предлагалось также ввести лишение прав до 6 месяцев при трехкратном и более нарушении правил о тонировке. В настоящий момент оно исключено из проекта.

В некоторых СМИ, в том числе и в сети интернет сообщается о еще одном грядущем изменении – введении запрета затемнять стекла автомобиля цветом, искажающим восприятие окружающей обстановки. Вместе с тем, это правило давно действует и не относится к нововведениям: в п. 4.4 Регламента Таможенного союза уже предусмотрена недопустимость искажения правильного восприятия водителем белого, голубого, красного, зеленого и желтого цветов (то есть тех красок, которые задействованы в дорожных знаках и светофорах).

Введение в действие нового закона ожидается к середине 2018 года.

Тюнинг фар

В заключении обратим внимание на соблюдение правил тонировки фар. Нередко водители, использующие тюнинговые новинки «по максимуму», тонируют не только стекла машины, но и фары ближнего, дальнего света, а также противотуманные. Для этого используется виниловая пленка или специальный лак. Тонкая виниловая пленка, снижающая до 15% светопропускания, создает дополнительную защиту от механических повреждений и вполне допустима, если не меняет цвет, излучающий фарами. Пленка при необходимости может быть легко снята, что исключено при нанесении лака: он не только существенно снизит светоотражательную способность фар, но и с трудом удаляется.

Запрет изменения заводского цвета излучения, типа, количества внешних световых приборов содержится в Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации, — это одно из разъяснительных приложений к ПДД. Исключением является разрешение устанавливать световые приборы от других марок и моделей машин на транспортные средства, уже снятые с производства. Но и в этом случае цвет излучения передних фар должен быть белым или желтым, задних – желтого, оранжевого или красного, фонари заднего хода должны быть исключительно белыми.

Административное законодательство предусматривает ответственность:

  • по ч. 1 ст. 12.4 КОАП РФ — за изменение цвета излучения передних фар, а равно за установку в передней части ТС световых приборов красного цвета — штраф 3000 рублей с конфискацией приборов и используемых приспособлений, (для должностных лиц – до 20000 рублей с конфискацией приборов, для юридических лиц – до 500000 рублей с конфискацией);
  • по ч. 1 ст. 12.5 КОАП РФ – за слишком сильную тонировку передних фар, значительно снижающую светопропускание (более 15%) – предупреждение или штраф в размере 500 рублей;
  • по ч. 3 ст. 12.5 КОАП РФ – за управление автомобилем, на котором из-за тонированных фар изменен цвет излучения на недопустимый, а равно за управление ТС с установленными в передней части световыми приборами красного цвета – лишение права управления на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией приборов.

Если стекло фар слегка тонировано уже на стадии создания заводом-изготовителем, в действиях водителя признаки административного правонарушения отсутствуют.

Что такое свидетельство о регистрации ТС: внешний вид, содержание, предназначение

Принятые в стране ПДД обязывают водителей при езде по дорогам страны иметь при себе ряд документов. Они должны подтверждать легальность автомобиля и право человека на его управление. В число этих документов входит свидетельство, подтверждающее постановку ТС на государственный учёт. Каждый владелец хорошо знает, что такое свидетельство о регистрации ТС, но не все понимают зачем этот документ нужен.

Что такое свидетельство о регистрации ТС?

Внешний вид СТС

Документ имеет стандартную форму, которая является общей для всей территории страны. Периодически она меняется. В настоящее время ГИБДД выдаёт документ, представляющий собой пластиковую карточку размером 80х115 мм. Она заполнена с 2-х сторон, на каждой из которых содержится информация о ТС, позволяющая проверить его легальность.

Образец СТС

Таблица. Информация, содержащаяся в СТС

Лицевая сторона Обратная сторона
Название документа Собственник ТС
Регистрационный номер ТС Республика, край или область
Марка и модель автомобиля Район
Категория ТС Населённый пункт
Год выпуска Улица
Номер двигателя Дом, корпус, квартира
Номер шасси Особые отметки
Номер кузова Выдавший документ орган
Цвет автомобиля Дата выдачи свидетельства
Мощность двигателя
Рабочий объём двигателя
Номер и серия ПТС
Разрешённая масса ТС с нагрузкой и без неё

На обеих сторонах свидетельства указаны номер и серия документа. Сведения об автомобиле и его собственнике наносятся на готовый бланк свидетельства с помощью принтера. Документ защищён голограммой. Она расположена в верхней части карточки. При наведении на голограмму ультрафиолетовых лучей, она начинается отсвечивать ярким салатовым цветом. На документ нанесены знаки МВД и ГИБДД. Надпись «Российская Федерация» обрамлена микроскопической надписью.

Справка. В ближайшее время ГИБДД планирует заменить старую форму СТС. Документ приобретёт вид пластиковой карточки размером 85,6х54 мм.

Свидетельство о регистрации ТС нового образца

Новые СТС станут промежуточным вариантом до внедрения цифровых документов. Регистрационные свидетельства ближайшего будущего оснастят чипами, содержащими информацию о ТС. Переход на документы нового образца в России будут проходить параллельно со странами ЕАЭС. Это согласованное межгосударственное решение, принятое в рамках общего планового перехода стран членов Союза на цифровые технологии. Вместе с СТС электронный вид приобретёт и ПТС. Процесс перехода на новые формы документов запустится с октября 2019 года.

Принципиальные отличия ПТС от СТС

Оба документа содержат в себе информацию о ТС и их собственниках. В регистрационном свидетельстве она сжата до минимума, необходимого для проверки легальности автомобиля сотрудниками ГИБДД. ПТС является паспортом автомобиля, содержащим более полную информацию о ТС. В отличие от СТС, которое подлежит обмену после смены собственника, ПТС выдаётся на технику при выпуске и служит до момента её утилизации. На основании внесённых в технический паспорт сведений можно не только установить легальность ТС, но и проследить историю его эксплуатации.

ПТС и СТС

Документы различаются размерами и цветом. Ламинированная карточка СТС имеет розовый оттенок. ПТС представляет собой документ формата А4, окрашенный в голубой цвет. При его изготовлении не применяется технология ламинирование бумаги, которая используется для СТС. Свидетельство о регистрации содержит в себе сведения об органе, выдавшем документ. В техническом паспорте автомобиля эти данные отсутствуют. Вместо них документ содержит сведения о заводе изготовителе ТС. При ввозе техники из другой страны в ПТС ставится отметка таможенного органа.

Нормативная база

Требования к изготовлению свидетельства о регистрации ТС и порядку его выдачи регламентируются различными нормативными актами. Среди них:

  • ПП №938 от 12.08.1994 г.;
  • ФЗ №117 от 05.08.2000 г.;
  • КоАП;
  • ПП №1090 от 23.10.1993 г.

Важно. С августа 2019 года в стране начнёт действовать новый порядок регистрации ТС. Теперь нельзя будет оформлять СТС на лиц моложе 16 лет.

Видео — СТС

Можно ли ездить без свидетельства регистрации

Действующее законодательство не разрешает водителям ездить по дорогам страны без СТС. Отсутствие документа считается нарушением ПДД. Различные виды наказания за отсутствие у водителей пластиковой карточки свидетельства определены КоАП. Документ оформляется при постановке автомобиля на государственный учёт. Сделать это нужно не позднее 10 дней с момента покупки ТС. Такой срок установлен ПП №938. В течение этого периода водитель может передвигаться по дорогам страны с ПТС, полисом ОСАГО и договором купли-продажи автомобиля.

Документы на автомобиль

Важно. Несвоевременная постановка транспортных средств на государственный учёт и отсутствие СТС подпадает под административную ответственность.

Размер штрафа за этот вид нарушения ПДД определяется статьёй 12 КоАП. Его минимальная сумма составляет 500 рублей. Отсутствие у водителя регистрационного свидетельства является достаточным основанием для задержания автомобиля и отправки его на штрафную стоянку. Попадая в такую ситуацию многие водители не знают, как правильно поступить. Избежать ареста ТС можно 2 способами:

  • попросить кого-то подвезти СТС к месту остановки автомобиля;
  • предъявить сотрудникам ГИБДД ПТС.

Наличие ПТС позволит продолжить путь дальше за рулём своего авто. Мерой наказания за нарушение ПДД в таком случае может быть избрано только предупреждение, которое будет вынесено сотрудниками ДПС на месте остановки автомобиля для проверки документов.

Проверка документов сотрудником ДПС

Большинство водителей получают более строгое наказание. Им приходится уплачивать штрафы за отсутствие документов, размер которого зависит от вида нарушений ПДД. При просрочке срока регистрации ТС сумма штрафа составляет от 1 500 до 2 000 рублей. Порядок его назначения определён статьёй 19.22 КоАП. При повторном нарушении ПДД, связанным с отсутствием у водителя СТС, размер штрафа увеличивается до 5 000 рублей.

Выписка первого штрафа не является препятствием для назначения второго в течение одного дня или даже часа. Без свидетельства о регистрации автотранспорта водитель не имеет право садиться за руль ТС. Более серьёзным наказанием за езду без СТС является лишение водительских прав. Водитель может потерять право на управление автомобилем сроком до 3 месяцев.

Эвакуация автомобиля на штрафную стоянку

Права сотрудников ДПС задерживать автомобиль нарушителей ПДД и отправлять его на штрафную стоянку определены статьёй 27 КоАП. Закон возлагает на них обязанность по проверке легальности передвигающихся по дорогам страны автомобилей. При отсутствии у водителя СТС, транспортное средство не может быть отпущено сотрудниками ДПС до момента его проверки на угон.

Подробнее о том какие меры наказания предусмотрены за езду без СТС вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Изменения в административном регламенте ГИБДД

Порядок получения и замены документа

Обязанность владельцев ТС ставить их на государственный учёт определена Гражданским Кодексом РФ и ПДД. Регистрационное свидетельство оформляется каждый раз при смене собственника автотранспорта. Делается это в ГИБДД. Реформирование действующего законодательства предполагает изменение существующего порядка получения документа. В стране планируется создать специализированные организации, которые возьмут на себя обязанность по выполнению этих функций. В настоящее время действует прежний порядок получения новых и замена старых СТС.

Пошаговая инструкция получения свидетельства о регистрации ТС

Шаг 1. На первой стадии процесса оформления СТС готовится пакет документов. Он включает в себя: договор купли-продажи, квитанцию об оплате госпошлины, ПТС и внутренний паспорт собственника ТС.

Пакет документов для получения СТС

Шаг 2. Обязательным условием получения свидетельства регистрации ТС является оплата государственной пошлины. Заплатить её можно через банки или портал Госуслуг. Последний способ оплаты пошлины позволяет сэкономить 30% денежных средств.

Образец квитанции оплаты Госпошлины

Шаг 3. Собранный пакет документов и квитанция об оплате пошлины подаются в ГИБДД по месту регистрации автомобиля.

Подача документов в ГИБДД

Шаг 4. Перед выдачей СТС сотрудниками ГИБДД проводится проверка документов и автомобиля. Осмотр ТС проводят на специальных площадках, предназначенных для этих целей.

Проверка транспортного средства

Шаг 5. Последним этапом процедуры является получение СТС.

Получение СТС в ГИБДД

Порядок получения дубликата или замена свидетельства о регистрации ТС

Заменять СТС приходится по разным причинам. Одна из них покупка автомобиля. Действующий в стране порядок позволяет собственникам ТС продавать их без снятия с учёта. Новый владелец автомобиля может менять свидетельство о регистрации автомобиля без присутствия предыдущего собственника. Сделать это он должен в течение 10 дней после совершения покупки. Отсчёт времени идёт с даты, указанной в договоре. Подавать документы на получение СТС можно:

  • лично;
  • с помощью третьих лиц;
  • через портал Госуслуг.

На практике встречаются ситуации, когда податели заявления получают отказ в выдаче документа. Среди оснований для принятия таких решений сотрудниками ГИБДД:

  • отсутствие полиса ОСАГО;
  • предоставление поддельных документов;
  • отсутствие оплаты Госпошлины.

Образец заявления в ГИБДД ()

Обоснованный отказ в выдаче СТС не получится обжаловать в суде. Действующее законодательство предусматривает случаи выдачи дубликата регистрационного свидетельства. К ним относятся:

  • утрата СТС в результате ветхости или кражи;
  • изменения ФИО или прописки собственника ТС:
  • замена двигателя.

Приказ МВД №605

Согласно Приказу МВД №605, получение дубликата свидетельства считается регистрационным действиями. Замена СТС занимает несколько часов, если документ не украден. Кража свидетельства является основанием для возбуждения уголовного дела. До тех пор пока оно не будет закрыто, придётся ездить со справкой, которая выдаётся ГИБДД взамен пластиковой карточки. Зная такие тонкости, многие водители не заявляют о краже, а объясняют ситуацию потерей документа. Подаваемое в ГИБДД заявлении о выдаче СТС должно содержать в себе полные сведения об автотранспорте и его собственнике.

Действующее законодательство позволяет обращаться за получением СТС в любое отделение ГИБДД на территории страны. Обязанность собственников транспорта производить замену свидетельства о регистрации автомобиля при смене места жительства определена Приказом МВД №1001. Порядок оплаты пошлины при замене СТС определен статьёй 333.33 НК РФ. Действующие регламенты освобождают пошлину от комиссионного сбора. Старые СТС после сдачи их собственниками автомобилей утилизируются сотрудниками ГИБДД. Факт уничтожения свидетельств о регистрации ТС оформляется актом, установленной формы.

Порядок замены свидетельства зависит от выбранного способа проведения процедуры. При подаче документов через портал Госуслуг, не получится избежать посещения ГИБДД. Осмотр автомобиля является при оформлении свидетельства обязательной процедурой. Достоинством услуг, предоставляемых порталом, является возможность записи на осмотр автомобиля в удобное для его собственника время.

Портал Госуслуг

При подаче документов на замену или получение СТС через Госуслуги, на сайте автоматически формируется квитанция на оплату пошлины. Это избавляет собственников авто от необходимости искать платёжные реквизиты. Оплатить пошлину на портале можно не только с помощью банковской карты, но и электронными деньгами.

Подробнее о новом порядке регистрации ТС и получении на него СТС можно узнать из видео:

Видео — Новые правили регистрации ТС

Расшифровка СТС

Серия и номер документа свидетельства о регистрации ТС привязаны к ПТС, Они позволяют определить легальность происхождения автомобиля. Для обозначения серии используются 2 буквы. Из такого же количества цифр состоит и номер. Найти их можно внизу на лицевой стороне пластиковой карточки. Из букв и цифр состоит и указанный в СТС государственный номер, присвоенный автомобилю при регистрации. Он представляет собой код, по которому сотрудники ГИБДД могут получить определённую информацию, не останавливая автомобиль для осмотра. Например, по номерному знаку автомобиля можно определить регион регистрации ТС и статус его собственника. Номерные знаки с серией ЕКХ выдаются автомобилям, принадлежащим ФСО. Автомобили Управления по делам Президента получают номерные знаки с серией:

  • АОО;
  • МОО;
  • ВОО;
  • СОО.

Автомобиль ФСО

Подбор цифр и букв в номерных знаках регламентируется ГОСТ Р-50577-93. Указанные в СТС сведения о выдавшем его органе должны вноситься в договор купли-продаже автомобиля. Они имеют важное значение в случае возникновения сомнений по поводу легальности ТС, Содержащиеся в свидетельстве о регистрации сведения имеют практическое значение. На основании данных о мощности автомобиля определяется размер транспортного налога. Оказывают они влияние и на стоимость страхового полиса.

Выдержки из интервью Михаила Пулина, нацбола, в прошлом активиста «Другой России», а ныне координатора «Национал-большевистской платформы», пропагандиста запрещенного Марша за федерализацию Сибири.
Михаил Пулин оставил 3 года и 4 месяца своей жизни за решеткой. Отбывал наказание в ИК-17 Кировской области. После освобождения он рассказал о реальных условиях, в которых отбывают наказание осужденные, попавшие в этот регион.

Ад начался уже в Кировской пересыльной тюрьме или в колонии непосредственно?

Куда я попал, стало понятно еще в кировской тюрьме «Мопра». Потом, находясь на лагере, я читал воспоминания большевика Пятницкого, что отбывал срок в Вятской губернии. Он писал, что, когда «Столыпин» отправлялся из Москвы, арестанты пели и шутили, но все стихали, когда состав подъезжал к Вятке, и настроение менялось в худшую сторону. Так и я быстро прочувствовал разницу, приехав в Киров. В московских тюрьмах отношение ментов к арестантам более или менее лояльное, тюрьмы-то черные, где я был.
Ты только выпрыгиваешь из вагона, как автоматчики с собаками сажают на корточки, в автозак загоняют пинками. В пересыльной тюрьме ждет приемка: строй фсиновцев с дубинками. В камеру брать ничего нельзя, все личные вещи сдаются на хранение в каптерку. Если присядешь на шконку в дневное время суток, под репрессии попадает вся хата. Влетают маски-шоу и бьют дубинками. За межкамерную связь или сотовые телефоны можно уехать в больницу. Есть пресс-хаты, где «активисты» — сотрудничающие с администрацией зеки — выбивают явки с повинной. В Кирове сразу ясно, в какой регион ты попал.

Как встречает сама зона?

Первая колония, куда я попал в январе 2010 года, встретила более или менее. В ИК-25, Лесной, по беспределу не избивали, но чтобы попасть в зону, требовалось подписать статью 106 УИК. Я не стремился попасть в воровской мир, жил «обычным мужиком» и не придавал этому значения. В лагере по большому счету было нормально.
Но когда меня вывезли на раскрутку и добавили полгодика, я угодил уже в ИК-17, Омутнинск. Было это 17 ноября 2010 года. Вот там я понял, что такое красная зона. Когда туда едешь, даже в автозаке, в дороге ощущаешь, как арестантов бросает в дрожь. Все рассказанные леденящие истории будут далеки от правды и не отразят всей полноты царящего там ада. Прибытие арестантов начинается с так называемой приемки. Зек, выпрыгнувший с воронка, бежит сквозь строй ментов; его бьют дубинками, чтобы он лег лицом в землю, а за малейшее движение избивают.

Попытки пройти шагом были? И что происходит потом?

Да, такие поступки имели место, в том числе и у меня, но попытки быстро заканчивались — сотрудники ФСИН начинают так жестоко бить, что человек падает или бежит быстрее. Администрация с первых минут пребывания осужденного в лагере дает понять: все права, какие только есть, будут нарушаться, а человек задавлен и морально, и физически.
Далее начинается обыск, и процедура проходит не так. как на других зонах. Вещи, которые можно сломать — ломают, юридическую литературу рвут, письма и фотографии сжигаются, предварительно над ними глумятся, топчут. Продолжают избиения, требуют доклад: ФИО, начало и конец срока, статьи, за малейшую ошибку — побои. Плюс подписать отказ от «воровских традиций». За историю ИК отказ не подмахнул один чеченский «вор», остальные подписывали. В середине 2000-х приехал в лагерь «бродяга» по прозвищу Малыш, его на приемке попросту забили до смерти. За бумажку, прямо говоря, совершали насильственные действия сексуального характера. Не один десяток человек изнасилованы «козлами»: ради получения отказа от «воровских традиций» сотрудники идут на все. Людям с серьезной «крышей», связями послаблений не было. Стоит отметить: администрация взяток не берет, так как зона находится на контроле ФСИН. Договориться за деньги нереально.

Никому никаких скидок?

Сидели люди, обладающие на свободе деньгами и связями, в том числе криминальными, влиянием в бизнесе: это не помогало. Отбывали приговор на положении обычных арестантов. Мотал срок экс-депутат от ЛДПР: осужден то ли за педофилию, то ли за изнасилование. И хотя имел «чин» и доходы, находился на положении обиженного. Естественно, всегда реально у какого-то завхоза за банку сгущенки или пачку нормальных сигарет сделать так, чтобы немножко закрывали глаза на что-то. Но полностью отмазаться невозможно. Вот в Кирове судили в том году Навального. Я к Алексею плохо отношусь, но в ту колонию я не пожелаю даже ему попасть. Ну, естественно, посмотрел бы, что бывает не так далеко от всех нас. Как и все, получал бы по рогам. В крайнем случае, есть дорожка завхоза или нарядчика, кто живет лучше. Но от ежедневных четырех проверок ничто не спасет, и от хозработ в карантине.

Ты говорил, на зоне насилуют, это шваброй или как?

Да нет, половым членом, по-настоящему, без всяких подручных средств как швабры, дубинки и всего такого. Или проведут членом по лицу, вариант — головой в унитаз. При всех не делают, а где-то за дверями. Никто не видит, но все понимают, что происходит или произошло. За время моей отсидки такое случалось. Кстати, «обиженные» в ИК-17 все-таки едят в столовой отдельно от мужиков, в отличие от некоторых особенно красных зон. По их поводу у администрации строгая установка. Опущенных не берут на «козлячьи» должности. Менты тех, кто осужден по секс-статьям, передают активу загонять в петушатник. Так сложилось в колонии исторически.

Что ждет тех, кого не опустили, и не убили?

Следующая порция страданий ждет в карантинном отделении, где запрещено не только курить, но и чай пить, так было, например, с нашим этапом. Народ ходит строем, чуть ли не как кремлевские курсанты. Карантин гоняют носить бревна и на другие тяжелые работы, заставляют маршировать и кричать дебильные лозунги, прославляющие зону, а-ля «Слава доблестной ИК-17!». Все передвижения в режиме бегом. На еду отводится 30-40 секунд в зависимости от «поведения» карантина. Но дальше в лагере положение еще адовее, а про штрафной изолятор и говорить нечего.

Администрация имела сведения, кто ты, или для них Пулин был очередным зеком? Им было «интересно» пытаться ломать нацбола?

Конечно, они знали, что я политзек и мою политическую биографию. В принципе, достаточно в «Яндексе» поискать, приложить немного усилий, чтобы понять, кто я есть — нацбол.
Что до ломки. Стоит сказать, что в ИК-17 они такую принципиальную задачу перед собой не ставили. Конечно, были попытки завербовать. Но, наверное, фсиновцы с первых моих бесед с сотрудниками ФСБ на Бутырке сделали вывод, что я стукачом не буду. Ну, оперативники любили подколоть, а в конфликтной ситуации давали понять — я нахожусь под постоянным контролем. Ничего другого и не ожидал. Насколько я знал других политзеков — нам сидеть тяжелее, чем уголовнику. За тобой постоянно спецконтроль, за каждым шагом следят, за любую мелочь, на которую у обычного человека закроют глаза, администрация спросит вдвойне. Такие вот дела.

Ты на зоне, рядом «козлы», работающие на администрацию ради легкой жизни. И насколько им слаще сидится?

Есть лагеря, где «козлы» имеют негласное право пользоваться сотовыми телефонами, а сотрудники заносят им алкоголь и наркотики. В Кирове привилегии у «козлов» минимальные: завхозы, бригадиры и дневальные, занявшие место ликвидированного СДП, позволяют себе днем поспать, и еще администрация закроет глаза на их перешитые робы. Никаких других поблажек по большому счету нет, однако они командуют, а другие зеки подчиняются. Вся деятельность в зоне обеспечивается не ментами, а активистами. Они организовывают работу на промзоне и выгоняют людей на плац: нормы УИК и ПВР здесь не действуют. «Козлы» назначают наказания за провинности и штрафные работы, вариант — подметать плац метлой, к которой привязан лом, или другое извращенное издевательство. Избивают за любую мелочь: за незастегнутую пуговицу, не так застланную койку.

Мобильные телефоны, значит, там «козлам» не полагаются?

Сотовый появился в зоне всего лишь один раз, и судьба его владельца печальна. Он был завхозом, но как нашли телефон, то сняли с должности и посадили в изолятор, скидок не давали. Как мне известно, там его постигло много несчастий, в результате чего он потерял здоровье. Говорили, что его впоследствии вывезли на ЕПКТ в ИК-6. Зек не выдержал того, что там над ним творили, и попал в больницу, откуда освободился.

Как живет лагерь в целом?

Выплыть на зоне невыносимо тяжело. Человек в бараке постигает политику воспитательной работы через бегание с совком. Есть комната воспитательной работы, куда сгоняется барак. Сидит специально обученный дневальный и читает «Правила внутреннего распорядка». Другой натасканный дневальный следит, чтобы никто не закрывал глаза. Если задремлешь, отправляют подметать плац, делать какие-либо другие хозработы или бьют. Пребывание зека в отряде сводится к бесконечным построениям и прослушиванию ПВР, которые транслируются по всей колонии через громкоговорители. С подъема до отбоя тебе сносит голову этими правилами.
Действует принцип — один за всех и все за одного, как коллективное наказание. Если один зек нарушает что-то из ПВР, карают весь отряд. Кто-то опоздал на проверку: барак из 120-140 человек на 40-градусном морозе 6 часов марширует на плацу в казенных кирзовых ботинках, в которых и за пару часов легко отморозить пальцы.
В колонии есть штрафной отряд № 6, где жизнь хуже, чем где-либо. Там полный запрет пить чай, курить и иметь личный досуг. Осужденные отряда работают на продленках, сменах по 12 часов. Есть барак СУС, никакого блатного расслабона там нет: кто туда попал, готовит дрова для котельной двуручными пилами, которыми пилили в 20-30 годы прошлого века.
Сидят в колонии до звонка. При мне условно-досрочно уходило от 4 до 6 человек в год. Даже самые конченые «козлы», у которых руки в крови по локоть, а заслуги перед администрацией безмерные, и они далеко не всегда получали такую привилегию.

На промке чем осужденные занимаются?

Где я одно время работал, производились пакеты продуктовые, например под водку «Хаски». Есть деревообрабатывающий цех; производство, в принципе, развернуто. Даже скандальный «Кировлес», есть информация, имеет контракты с кировскими зонами. Платят так: как-то я получил зарплату 18 р. 50 копеек. Нормально еще, некоторые и в долгу оставались: вычитается за баланду, вещи и остальное.

Кстати, как ты в ШИЗО угодил?

После ментовской провокации, что там распространенное явление и носит формальный повод закрыть в изолятор. Сотрудники пользуются своей агентурой. Подсылают человека: он провоцирует, подкусывает, оскорбляет. Я вот не выдержал и дал таковому экземпляру по голове, и меня сослали в ШИЗО. Ничего хорошего в изоляторе нет: пайка урезанная, местный наворот — баланду проливают через сито, на еду 30 секунд — ее дают обжигающе горячей, передвижения в режиме бегом. Также весь срок ты должен простоять на растяжке; дали 15 суток — все простоишь. Постоянно ходит завхоз ШИЗО-ПКТ. Увидит, что кто-то не обнимает стенку, вызовет смену ментов, которые будут бить дубинками. На полную катушку «играет» ПВР — выносит мозг, через несколько суток начинает ехать крыша.

Чем еще «доблестная» ИК-17 примечательна?

Каждый год 9 мая в лагере проводится парад. Я очень удивился! Перед этим дрючат всю зону. Каждый отряд обязан идти строевым шагом, как кремлевские курсанты, с деревянными автоматами и причиндалами, как погоны, сделанными на швейке, и другим идиотским камуфляжем. Все поют во всю глотку строевую песню. Отдельные завхозы, чтобы выслужиться, делают макеты танков из фанеры, которые приводятся в движение ногами заключенных. Я там научился ходить строем не хуже, наверное, чем бацают в какой-нибудь воинской части.
Все отрабатывается с огромным пафосом, как настоящий парад. В зоне стоит трибуна, напоминающая ту, что у Мавзолея, только маленькая, над лагерем висит красный флаг. На трибуне парад принимают начальник ИК, замполит, БиОР, старший кум и приглашенные менты из Омутнинска. Когда колонна проходит мимо них — равнение на трибуну, отдание чести. Такой дурдом разве что еще где-то в Саратове есть. Такая вот старая традиция ИК-17 — как можно сильней загонять человека, лишь бы, матом говорить не буду, чувствовал себя чертовски плохо, подавленным и вымотанным.

Откуда такие «сотрудники» берутся? И после этого они же в обычном обществе живут…

Как я понял, пообщавшись с местными, во многом от безысходности. В Омутнинске благодаря Перестройке закрылись, какие были, промышленные предприятия. Молодому человеку после армии приходится или уезжать, или идти охранять в зону, а их в районе четыре. Конечно, во ФСИН часто идут конченые, неудачные человеческие особи, обиженные на мир. Так издеваться над заключенными будет разве что психически нездоровый человек. Если нормальный человек — а такие люди везде есть — приходит в систему, он уйдет рано или поздно, либо тоже станет таким как все. Есть фсиновцы, что уверяют: тюрьма — дом для зеков. На самом деле это не так. Некоторые сотрудники системы ФСИН сами большую часть жизни проводят в колонии. Они те, для которых тюрьма стала единственным воздухом, которым они дышат.

Хоть для местных сидельцев скидку делают?

В колонии местных на удивление мало, в основном приезжие из других регионов: на зону собирался контингент со всей России, люди, которым хотят испортить жизнь. Местных максимум пару человек на отряд, и привилегий им не давали. Ну, если только неприменение совсем конкретного, лютого беспредела стоит назвать привилегией.

Любопытно, чем заканчивались попытки подать жалобы на колонию? Ведь пытались?

Происходящее на ИК тщательно от всех скрывается. Когда приезжают проверяющие комиссии, на прием к ним попасть очень и очень тяжело, даже нереально. Кто ходит? Ответ: завхозы, бригадиры и особо доверенные лица администрации. Если комиссия заглядывает в барак, ей говорят, что все замечательно, так как понимают — если один пожалуется, будет страдать весь барак, долго и больно. Впрочем, кировские правозащитники в основном состоят из экс-сотрудников ФСИН и МВД. Естественно, они ничего не делают для нормализации режима.
Зекам запрещено писать жалобы на администрацию; если кому-то что расскажешь, это чревато разными карами, вплоть до самого худшего. Жаловаться бесполезно: проверяющий прокурор повязан с администраций, вместе с начальником пьет водку, парится в бане. Конечно, ворон ворону глаз не выклюет. Когда у нас заключенные одного отряда объявили голодовку с забастовкой, на зоне находился прокурор. Так он не только жалобу не принял, но и заявил, что «да вас расстреливать надо», и дал ментам отмашку — делайте с ними, что хотите. Чего тогда ожидать от других надзирающих органов?

Какова политика либерального губернатора Белых, неужели «не знает»?

Молчание. Он полностью закрывает на беспредел глаза. Я скажу, не произнося имен: к Белых подъезжал кое-кто от людей, достаточно авторитетных в криминале, с предложением посодействовать, чтобы не было такого беспредела, который там сейчас происходит. Даже предложили «благотворительную помощь». На что Никита молвил, что если нужно скинуть лес, контрактик всегда, пожалуйста, а зонами он не занимается, федеральная структура. Такой вот он.

Цензура цензурой, но бывают же свидания, где есть шансы рассказать, что творится в ИК. Почему не возник копейский вариант — народный сход родственников у стен зоны?

Свидания положены раз в два месяца, но многие их не получают по полгода и больше, а кому-то не давали их никогда под надуманными предлогами. Родственники, конечно, были в курсе ситуации в ИК. Но что они могут сделать? Любая жалоба усиливала давление. Зона находится далеко от Большой земли. В отличие от Копейска, где сидели местные, контингент стянут из разных регионов: с Москвы и Питера, Кавказа или Дальнего Востока. Приехать к лагерю большим количеством народа одновременно не представляется возможным.

Что надо сделать, чтобы такой колонии не было больше?

Уничтожить систему, которая такие колонии создает и позволяет им существовать. ФСИН нуждается в серьезной реконструкции, изменении и переформатировании. Кировская ИК-17, как и саратовская ИК-13, пыточные зоны в Башкирии и т.д. — существуют для ломки спецконтингента. Людей, неугодных властям, отправляют туда испортить жизнь: склонить к сотрудничеству, выбить явки с повинной или отомстить. Если в нашей стране не станет системы, которая руководствуется мотивами мести к определенным людям, не будет подобных зон. Гуманизировать отдельно взятую систему ФСИН не получится: власти, силовые структуры, что обслуживают государство, общество, прогнили настолько, что их реформирование — мертвому припарки. Как переименование милиции в полицию.

Как прошел твой последний день несвободы?

Абсолютно нормально. Встав летним утром, на календаре 6 июля 2012 года, я полностью забил болт на все порядки администрации и пошел прощаться по баракам. Не изобьют же в последний день, а если изобьют, то пофиг! Заварил чифирь на барак, раздал свои вещи, вышел на волю. Освобождение — самый великий кайф, который суждено испытать человеку. Это волнительней секса, как парить над землей, лучше ничего нет и не будет… Попрощавшись с ИК-17, я написал про нее статью, которая наделала прилично шума. После этого колонию посетила большая проверка и, насколько мне известно, случились небольшие послабления.

Что будет за тонировку лобового стекла?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *