Договор об оказании платных образовательных услуг

Договор об оказании платных образовательных услуг (договор на обучение): составляем правильно

Стоит отметить, что ситуации могут быть различными: от направления работника в высшее учебное заведение для получения дополнительного образования, до направления на различные курсы переподготовки. В таком случае работодатель вынужден заключить договор с образовательной или иной организацией, оказывающей соответствующие услуги по обучению. Оказание образовательных услуг регламентировано положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Положения закона содержат перечень существенных условий договора на обучение. Необходимо отметить, что при заключении договора на обучение стороны не могут устанавливать правила, ограничивающие права поступающих и обучающихся по сравнению с тем, как они сформулированы законом. В данной статье мы рассмотрим особенности заключения и проверки договора об оказании платных образовательных услуг. Как и в предыдущей статье, давая рекомендации, мы будем использовать алгоритмы предлагаемые программой Конструктор договоров, представляемой правовой системой КонсультантПлюс.

1. Преамбула

В преамбуле договора необходимо указать наименование сторон — кто является исполнителем, а кто заказчиком, а также указать лиц, уполномоченных действовать от их имени при заключении договора на обучение. Исполнителем может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказывающие образовательные услуги. Если исполнителем является некоммерческая организация, то ее учредительные документы должны предусматривать возможность осуществления деятельности, приносящей доход, данная деятельность должна соответствовать целям создания организации, а также некоммерческая организация должна иметь достаточное имущество для оказания образовательных услуг. Исполнитель может быть, как образовательной организацией (профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, организация дополнительного профессионального образования), так и организацией, осуществляющей обучение, но не имеющей статуса образовательной. Целесообразно в договоре также отразить сведения о наличии у исполнителя аккредитации на предоставление услуг по соответствующей образовательной программе. Учитывая изложенное, для заказчика разумно предпринять меры по проверке учредительных документов и наличия аккредитации у исполнителя. На стороне заказчика может выступать любое дееспособное лицо, как физическое, так и юридическое, заказывающее услуги. Договор на образование может заключаться непосредственно лицом, которое будет проходить обучение, или представлять собой договор об оказании образовательных услуг третьему лицу (обучающемуся). В таком случае заказчик несет обязанность по оплате, но получает услугу обучающийся. Указанное предполагает возможность заключения трехстороннего соглашения. В преамбуле такого соглашения помимо исполнителя и заказчика указывается, кто является обучающимся, а также лицо, уполномоченное действовать от его имени при заключении договора.

2. Предмет договора

Договор об оказании платных образовательных услуг (договор на обучение) представляет собой соглашение, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги, а вторая сторона (заказчик) обязуется оплатить эти услуги. Таким образом, предметом договора является оказание услуг по обучению. Если договор предусматривает обучение по образовательной программе, то в данном разделе необходимо отразить ее вид, уровень или направленность. Обучение может осуществляться по основной (вид: подготовка квалифицированных рабочих или служащих, подготовка специалистов среднего звена) или по дополнительной образовательной программе. Направленность может быть определена в договоре путем указания на профессию, специальность, присваиваемую квалификацию или иным образом. Если же договор предусматривает оказание разовых услуг (проведение лекций или семинара), то необходимо описать их содержание и объем. Характер оказываемых услуг может быть описан, как непосредственно в тексте дого вора, так и быть вынесен в отдельное приложение. В данном разделе договора стороны определяют наличие итоговой аттестации, а также форму ее проведения. В случае необходимости в договоре можно отразить получение обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию, справки об обучении. Если обучающиеся не является стороной заключаемого договора, то стороны должны согласовать в тексте договора или в приложении к нему сведения об обучающихся, а также предъявляемые к ним требования (уровень образования, опыт работы, возраст и т. д.) В договоре отражается наличие и формы контроля обучающихся, а также рассматривается вопрос о получении обучающимися документов, подтверждающих прохождение обучения.

3. Сроки оказания услуг

Срок оказания образовательных услуг (продолжительность обучения) является существенным условием договора на обучение. Указанное обстоятельство означает, что если стороны не согласуют срок, то договор может быть признан не заключенным, а значит, заказчик, равно как и исполнитель, не вправе будет требовать выполнения условий договора другой стороной. В данном разделе необходимо согласовать момент начала течения срока (периода обучения), а также момент окончания срока обучения. Также стороны вправе определить промежуточные сроки. Момент начала течения срока может быть определен путем указания на календарную дату или событие (например, внесение заказчиком аванса, подписание договора). Аналогично определяется и момент окончания периода обучения.

4. Порядок оказания услуг

Данный раздел договора предполагает согласование сторонами следующих условий: форма и место оказания услуг, применяемые при оказании услуг технологии, расписание занятий, допустимость привлечения субисполнителей, порядок оформления результатов оказания услуг, порядок зачисления обучающихся на обучение, обязанности обучающегося. При заключении договора на обучение по образовательной программе стороны определяют форму обучения (очная, очно-заочная или заочная), а также допустимость применения электронного обучения и дистанционных технологий. Несомненно, применение последних методов может быть крайне удобно для заказчика-работодателя, более того часто дистанционное обучение предполагает несение существенно меньших затрат по сравнению с обучением, предусматривающим присутствие обучающегося в месте оказания услуг. Однако заказчик образовательных услуг должен учитывать, что Минобрнауки РФ устанавливает перечень профессий, при обучении которым не могут использоваться исключительно электронное обучение или дистанционные технологии. Существенное значение может иметь условие о том, кто (исполнитель или заказчик) предоставляет оборудование и программное обеспечение для прохождения обучения. Во избежание конфликтов, целесообразно определить это в тексте договора. Также необходимо отразить, какие методические материалы и доступ к каким информационным ресурсам (библиотека, архив) предоставляет исполнитель. Учитывая тот факт, что обучение может происходить в период выполнения работником своих трудовых функций, заказчик может быть заинтересован в согласовании расписания занятий. В таком случае расписание и интенсивность нагрузки отражаются сторонами в тексте договора или в приложении к нему. Далеко не весь объем образовательной услуги может быть оказан исполнителем самостоятельно. Например, отдельные семинары могут проводить приглашенные исполнителем лица. Для урегулирования подобных ситуаций в договоре стороны вправе предусмотреть допустимость привлечения третьих лиц к оказанию образовательных услуг (субисполнителей), а также установить перечень допустимых субисполнителей и требования, предъявляемые к ним. Если в договоре стороны не отразили требования к третьим лицам, привлекаемым исполнителем для оказания услуг, то право выбрать субисполнителя предоставляется исполнителю. Заказчик в таком случае не сможет оказать влияние на выбор привлекаемого к исполнению лица. Еще одно условие, которое стороны должны согласовать в данном разделе договора, касается порядка оформления результатов оказания услуг. Как правило, речь идет о подписании акта оказанных услуг. Он может подписываться как по окончании всего периода обучения, так и по окончании промежуточных сроков, согласованных сторонами (месяц, семестр, год). Стороны определяют требования к форме и содержанию акта, а также к лицам, уполномоченным на его подписание. Допустимо согласование формы акта оказанных услуг. Целесообразно установить в договоре сроки подписания акта, а также допустимость составления одностороннего акта в случае уклонения другой стороны от его подписания.

5. Качество услуг

В данном разделе договора стороны согласовывают требования, предъявляемые к качеству оказываемых образовательных услуг. В частности, стороны вправе указать, что услуги должны соответствовать обязательным требованиям или требованиям, содержащимся в нормативных документах. Также стороны могут согласовать собственные требования путем указания на уровень профессиональной подготовки, порядок проведения занятий, организацию процесса и результаты оказания услуг. Требования к проведению занятий могут заключаться в строгом соблюдении образовательной программы, применении определённых образовательных приемов и методов обучения, простоте и доступности изложения материала. Организация учебного процесса включает в себя условия о достаточном материально-техническом обеспечении учебного процесса, надлежащем учебно-методическом обеспечении, состоянии аудиторий, доступности информации о времени и месте проведения занятий, доступе заказчика к информации о посещаемости и успеваемости обучающихся. Треб ования к результату оказания услуг могут быть сформулированы путем указания на успешное прохождение обучающимися итоговой аттестации, экзамена, зачета. Оказанные услуги могут не соответствовать согласованным сторонами требованиям к качеству. В связи, с чем в договоре целесообразно предусмотреть последствия оказания услуг ненадлежащего качества. Речь может идти о безвозмездном устранении недостатков (в таком случае в договоре указывается срок на устранение) или в возмещении расходов заказчика на устранении (тогда в договоре должен быть согласован срок выплаты возмещения).

6. Цена услуг

Условие о цене является существенным условием договора об оказании платных образовательных услуг. Таким образом, стороны не могут обойти его вниманием. Оплата может осуществляться как в денежной форме, так и путем иного встречного предоставления (оказание услуг, выполнения работ и т. д.) Если условия договора предполагают выплату денежной суммы, то стороны определяют валюту, в которой выражена цена. Цена может быть согласована сторонами путем указания на фиксированную сумму, на применяемые тарифы или путем указания на тарифы (цены) на аналогичные услуги, установленные государственным или муниципальным органом. Если объем услуг значителен, стороны могут согласовать составление сметы. Учитывая тот факт, что образовательные услуги могут оказываться в течение значительного промежутка времени, в договоре разумно согласовать условие о порядке и пределах изменения цены в связи с инфляцией или ростом курса валюты, в которой выражена цена. В условиях нестабильности курса целесообразно избегать установления цены в иностранной валюте. Как уже отмечалось выше, оказание образовательных услуг сопряжено с использованием оборудования, учебно-методических материалов и т. д. В данном разделе стороны согласовывают условие о включении издержек исполнителя в цену договора или порядок компенсации данных расходов.

7. Оплата услуг

В данном разделе стороны определяют порядок и сроки оплаты услуг исполнителя заказчиком. Так как договор оказания платных образовательных услуг может заключаться на значительный срок, то оплата может производиться частями по истечении расчетного периода (месяц, неделя и т. д.) Оказание услуги может быть авансировано. При использовании предварительной оплаты стороны могут согласовать условие об уплате процентов за пользование коммерческим кредитом. Однако на практике условие о коммерческом кредите редко включаются в договор, так как все риски, которые связаны с предварительной оплатой, могут быть урегулированы за счет уменьшения цены. В договоре также может быть установлено условие об оплате после оказания услуг или смешанном порядке оплаты. В данном разделе должен быть согласован порядок осуществления расчетов. Как правило, используется безналичная форма расчетов посредством платежных поручений. Но стороны могут использовать и иные способы осуществления расчетов. Независимо от выбранной формы безналичного расчета стороны должны определить момент, когда заказчик считается исполнившим обязанность по оплате. Договор может предусматривать условие об оплате оказанных образовательных услуг путем иного встречного предоставления (передача вещи, выполнение работ или оказание услуг). В указанных случаях в данном разделе договора необходимо согласовать порядок и сроки совершения необходимых действий, а также требования, предъявляемые к качеству встречного предоставления.

8. Ответственность сторон

В данном разделе стороны согласовывают условия наступления и размер ответственности за нарушение договора об оказании платных образовательных услуг. Наиболее распространённой мерой ответственности является неустойка. Как правило, заказчик допускает нарушение срока оплаты оказываемых образовательных услуг. Однако могут быть допущены и иные нарушения, влекущие обязанность уплатить неустойку. Например, непредставление необходимого оборудования или программного обеспечения, если соответствующая обязанность возложена договором на заказчика. В свою очередь, исполнителем могут быть допущены следующие нарушения условий договора: привлечение к оказанию услуг третьих лиц при наличии согласованного сторонами запрета или привлечение несогласованного сторонами субисполнителя, просрочка оказания услуг (может быть допущено нарушение срока начала или окончания оказания услуг, а также промежуточных сроков, согласованных сторонами при заключении договора), просрочка безвозмездного устранения недостатков, а также просрочка возмещения расходов заказчика на устранение недостатков. Стороны должны согласовать предельный размер подлежащей выплате суммы неустойки, а также соотношение убытков и неустойки. А так же установить порядок компенсации убытков, возникающих у одной из сторон при нарушении условий договора.

9. Изменение и расторжение договора

В данном разделе стороны согласовывают условия и порядок прекращения и изменения договора на образование. Рассматривается возможность изменения и расторжения договора по соглашению сторон или в судебном порядке. Необходимо отметить, что условие о порядке изменения и расторжения договора об оказании платных образовательных услуг является существенным. Стороны определяют основания для расторжения договора в судебном порядке, т. е. перечисляют те нарушения условий договора, которые они считают существенными. Среди нарушений, допущенных исполнителем, которые могут дать заказчику возможность требовать расторжения договора, могут быть названы нарушение сроков оказания услуг или привлечение третьих лиц к исполнению при наличии запрета. Исполнителю также может быть представлено право требовать расторжения договора, например, при нарушении заказчиком сроков оплаты оказанных услуг (невнесение аванса, нарушение промежуточных сроков оплаты). Также стороны могут включить в текст договора положение закона о праве заказчика отказаться от исполнения договора в случае наличия существенных недостатков оказываемых услуг, а также в случае не устранения исполнителем допущенных нарушений.

10. Разрешение споров

В данном разделе стороны определяют порядок разрешения возникающих противоречий. Стороны указывают суд, полномочный рассматривать все возникающие споры. Целесообразно согласовать в договоре претензионный порядок рассмотрения противоречий. Для этого требуется согласовать порядок и срок направления претензии и ответа на нее. Если в договоре стороны установили обязательное направление претензии до обращения в суд, то несоблюдения претензионного порядка препятствует обращению в суд.

11. Заключительные положения

В заключительных положениях указывается срок действия договора. Целесообразно указать, что, независимо от указанного в договоре срока, возникшие из договора обязательства продолжают существовать до момента их исполнения (например, обязанность по оплате услуг). Стороны вправе установить порядок и сроки ознакомления обучающихся с условиями договора на обучение. В данном разделе также указывается порядок направления юридически значимых сообщений (писем, претензий). Как отмечалось, получить полностью составленный договор, аналогично вышеуказанным этапам, можно использовав программу КонсультантПлюс «Конструктор договоров». Автор благодарит юрисконсульта ОАО «ИФЗ» Надежду Брагинец за помощь в подготовке материала.

Извещение с ОЦ — что это такое?

Очень часто простому человеку приходит извещение о том, что необходимо получить письмо. В извещении указано, что письмо с ОЦ, что порождает сразу же много вопросов по поводу того, зачем пришло письмо и что это за таинственные символы ОЦ. Давайте попробуем разобраться.

Расшифровка ОЦ

Расшифровать ОЦ очень просто — особая ценность, но что это за ценность?

Чаще всего отправитель, который адресует письмо, желает чтобы у получателя осталось вложение, а у отправителя отметка о том, что письмо доставлено. Отправителями могут быть:

  • кредитные или финансовые организации. Кредитные организации отправляют уведомление о долге, финансовые организации могут отправлять банковские карточки с прилагающимися документами, если карта была была заказана онлайн;
  • пенсионный фонд — извещение о начислении пенсии или изменении схемы выдачи пенсий, а также копии документов подтверждающих постановку на учет в ПФ;
  • ГИБДД — всеми любимое «письмо счастья» о нарушении ПДД, зафиксированной камерой видеонаблюдения;
  • посылка из интернет-магазинов. Порой небольшие посылки пересылаются именно этим путем;
  • из судебных органов — решение суда или повестка о необходимости прибыть на определенное время.

Бывает, что идут суды допустим с микрофинансовой организацией или оппонентом по бизнесу. В данных вопросах все происходит по предварительному уведомлению, но большинство старается сделать это формально, скрыв некоторые факты. Почта чаще всего не сверяет вложения, а само вложение оценивается в 1 рубль, поскольку опись, составленная отправителем, передается получателю и почта за само вложение не несет ответственности.

Таким образом, в описи может быть перечень документов, а на деле нарезка пустой газетной бумаги.

Стоит ли получать и как не ошибиться

Извещение с почты имеет штрих-код и идентификационный номер. Перед тем, как пойти забирать письмо, стоит просмотреть через сайт почты России информацию об отправителе, а после этого идти. Письмо с ОЦ предусматривает, что отправитель оплатил доставку и получение письма, но бывает, что на почте за получение требуют деньги.

Если заранее с отправителем это не обговаривалось, то письмо получать не стоит. В этом случае Почта России несет убыток и возвращает отправителю деньги. В этом случае нюансов много, начиная от примитивного мошенничества и навязывания подписки по рекламной акции, до действительно ценных документов, приходящих от партнеров.

В любом случае получение письма, в случае получения извещения в порядке судебного разбирательства, не несет никаких последствий и убытков. Поэтому стоит заранее узнать об отправителе, а затем потратить некоторое время на получение письма.

Должностная инструкция электромонтера по ремонту и обслуживанию

І. Общие положения

1. Электромонтер по ремонту и обслуживанию принадлежит к категории рабочих.

2. Электромонтер по ремонту и обслуживанию непосредственно подчиняется главному энергетику.

3. На должность электромонтера по ремонту и обслуживанию назначается лицо, имеющее среднее специальное образование по профилю деятельности и опыт работы на аналогичной должности не менее одного года.

4. Назначение и освобождение от должности электромонтера по ремонту и обслуживанию производится приказом директора организации по представлению отдела кадров/непосредственного начальника.

5. Электромонтер должен знать:

  • основы электроники, электро-, радиотехники;
  • устройство электрических машин, агрегатов, средств измерения;
  • технические характеристики, устройство, принцип работы приборов, оборудования;
  • положения руководящих документов организации, определяющих деятельность электромонтера;
  • правила обслуживания электронных устройств;
  • правила, способы установления работоспособности электрических машин, механизмов, электроаппаратов, приборов;
  • схемы автоматического управления, способы их ремонта, обслуживания;
  • правила обращения с электротехническими материалами;
  • способы комплексных испытаний электроустановок, электроаппаратов, приборов;
  • нормативы, методы ремонта, монтажа кабельных сетей во взрыво-, пожароопасных условиях;
  • правила составления электрических схем и иной технической документации на электрооборудование;
  • принцип действия автоматических защит;
  • электрические схемы коммутации распределительного оборудования;
  • признаки повреждений электротехнического оборудования и методы их устранения;
  • допустимые нагрузки на трансформаторы, электродвигатели, электропроводящие линии различных сечений;
  • нормы использования запасных частей, материалов;
  • нормы, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты;
  • организацию и технологию производства электромонтажных работ;
  • основы трудового права РФ;
  • правила внутреннего трудового распорядка.

6. В период отсутствия электромонтера по ремонту и обслуживанию его права, функциональные обязанности, ответственность возлагаются на иное должностное лицо, назначенное в установленном порядке.

7. Электромонтер по ремонту и обслуживанию руководствуется в своей деятельности:

  • данной должностной инструкцией;
  • приказами, распоряжениями руководства;
  • руководящими, нормативными актами организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • распоряжениями непосредственного начальника;
  • законодательством РФ;
  • Уставом организации.

ІІ. Должностные обязанности электромонтера по ремонту и обслуживанию

Электромонтер по ремонту и обслуживанию выполняет следующие должностные обязанности:

1. Следит за исправной, безаварийной работой и правильной эксплуатацией обслуживаемого оборудования.

2. Своевременно производит следующие работы:

  • наладку, ремонт и регулирование ответственных, экспериментальных электрических участков технологического оборудования, коммуникаций автоматических линий;
  • разборку, ремонт, сборку, установку высоковольтного электрического оборудования различных типов напряжением более 15 кВ;
  • обслуживание, наладку и регулирование электронных приборов;
  • наладку, обслуживание сварочных аппаратов различных типов конструкции, импульсных, ультразвуковых, электронных установок, дистанционных защит систем автоматического включения резерва, оборудования с использованием полупроводниковой элементной базы;
  • ремонт, монтаж и демонтаж кабельных линий в специальных трубопроводах, заполненных маслом, газом под давлением;
  • проверку классов точности средств измерительной техники;
  • ремонт эпоксидных концевых разделок в высоковольтных сетях, монтаж соединительных муфт между медными, алюминиевыми проводниками;
  • подготовку электрооборудования к сдаче в эксплуатацию;
  • испытания электро-, двигателей, аппаратов, трансформаторов после капитального ремонта.

4. Инструктирует сотрудников, эксплуатирующих электрооборудование, о способах предупреждения производственных травм.

5. Изучает режимы работы оборудования, устанавливает причины повышенного износа, принимает меры по их предупреждению, ликвидации.

6. Изучает, реализует передовые способы ремонта, технического обслуживания, монтажа по закрепленному типу оборудования.

7. Участвует в устранении неисправностей оборудования, монтаже, настройке, электротехнических испытаниях.

8. Размещает, подготавливает заявки на запасные части, материалы, инструмент. Обеспечивает их бережное, рациональное использование.

9. Ремонтирует, регулирует сложные, ответственные, экспериментальные электрические аппараты, приборы.

10. Участвует в подготовке мероприятий по повышению качества работы, надежности закрепленных технических устройств, в модернизации электрического оборудования.

11. Осуществляет комплексные испытания электро-, аппаратов, двигателей и трансформаторов после капитального ремонта.

12. Подготавливает электрооборудование к передаче в эксплуатацию.

ІІІ. Права

Электромонтер по ремонту и обслуживанию имеет право:

1. Действовать самостоятельно, в пределах своей компетенции.

2. Совершенствовать свою квалификацию, участвовать в обучающих мероприятиях.

3. Обращаться к консультантам по вопросам, выходящим за рамки компетенции электромонтера по ремонту и обслуживанию.

4. Направлять руководству предложения по улучшению работы организации.

5. Взаимодействовать по служебным вопросам с подразделениями организации.

6. Получать информацию о решениях, относящихся к собственной работе.

7. Требовать от руководства организации формирования нормальных условий для выполнения обязанностей, обеспечения безопасности.

8. Сообщать руководству о выявленных недостатках в деятельности организации, направлять предложения по их ликвидации.

9. Не приступать к выполнению своих полномочий при появлении опасности для здоровья, жизни.

ІV. Ответственность

Электромонтер по ремонту и обслуживанию несет ответственность за:

1. Качество выполнения должностных обязанностей.

2. Нарушение правил техники безопасности.

3. Содержание документации, направляемой руководителю.

4. Достоверность предоставленных сведений о работе оборудования.

5. Нарушение положений руководящих документов организации.

6. Результаты принятых решений, самостоятельных действий.

7. Нарушение правил трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, норм противопожарной защиты.

8. Нанесение ущерба организации, ее сотрудникам, государству.

9. Ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.

Договор об оказании платных образовательных услуг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *