Кража на сумму 2500 рублей ответственность

Кража 2500 рублей: какое наказание, статья и последствия?

Стать жертвой кражи можно в любом месте и при любых обстоятельствах. Воры могут посягнуть на любые вещи, но в первую очередь их привлекают денежные средства. Выбор преступников в пользу денег основывается на желании быстро обогатиться с наименьшими усилиями. Если украсть вещь, ее необходимо продать, т.к. она является прямым доказательством вины. С деньгами все проще: они обезличены и доказать их принадлежность потерпевшему практически невозможно.

Хищения преследуются и в административном, и в уголовном порядке. Кража является исключительно уголовно наказуемой, т.к. именно в такой формулировке упоминается в ст. 158 УК РФ. Схожий состав деяния содержится в ст. 7.27 КоАП РФ, однако именуется обобщенным термином «мелкое хищение».

Следует помнить, что под кражей подразумеваются исключительно тайные действия: ни жертва, ни свидетели не должны подозревать о ее совершении. Ст. 7.27 КоАП РФ объединяет все виды хищения, независимо от формы и обстоятельств совершения. Единственный критерий — небольшая сумма ущерба.

В данном материале мы подробно разберем, где проходит грань между правонарушением и преступлением, а также определим, какая ответственность предусмотрена в каждом отдельном случае.

Какая статья?

Не за любую кражу предусмотрена уголовная ответственность. Законодатель определил порог ее наступления — 2500 рублей. Все хищения, не превышающие этой суммы, расцениваются как административные правонарушения, наказанием за которые выступает более мягкие санкции, чем в УК РФ.

Обратите внимание!

Ст. 7.27 КоАП РФ предусматривает наименее опасный для общества состав противоправного деяния. Правонарушение может быть совершено в одной из 4 форм — кражи, мошенничества, присвоения или растраты. Независимо от типа в постановлении об административном правонарушении будет указана формулировка — «мелкое хищение».

Если сумма урона превышает 2500 рублей, то злоумышленнику грозит уголовная ответственность, деяние будет квалифицировано как уголовно наказуемое преступление. Уголовное преследование свидетельствует о более опасном характере кражи.

За хищения свыше 2500 рублей законодатель предусматривает наказание в соответствии со ст. 158 УК РФ, причем строгость санкции варьируется в зависимости от отягчающих обстоятельств.

Кража 2500 рублей

Кража, не превышающая 2,5 тысячи рублей, характеризуется следующими признаками:

  • умышленный характер— преступник ставит перед собой корыстные цели. В качестве исключения следует упомянуть ситуации, когда покупатель случайно забыл оплатить товар, который не заметил в своей продуктовой корзине;
  • совершить мелкое хищение может только один гражданин;
  • украсть можно что угодно, не обязательно деньги;
  • ущерб соответствует сумме покупки или стоимости, указанной в заключении эксперта;
  • правонарушение рассматривается мировым судьей единолично — рассмотрение происходит в течение 1 заседания, о времени и месте виновное лицо уведомляется заранее;
  • при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных в ст. 158 УК РФ, мелкое хищение подпадает под действие УК РФ.

Кражи до 2500 рублей подразделяются на 2 состава административных правонарушений. В первом случае ущерб составляет менее 1000 рублей, во втором — от 1000 до 2500, ответственность определяется по п. 1 и п. 2 ст. 7.27 КоАП РФ соответственно. КоАП РФ предусматривает одинаковые виды наказания за оба правонарушения, различается только их объем.

Что будет за кражу денег менее 2.5 тысяч рублей?

Мировой судья при назначении санкции за административное правонарушение в виде мелкого хищения вправе выбрать:

  • штраф (минимум — 1000 рублей);
  • 15 суток ареста;
  • обязательные работы до 120 часов.

При назначении наказания мировой судья примет во внимание обстоятельства дела, личность правонарушителя, а также отягчающие и смягчающие обстоятельства. В качестве отягчающих могут быть признаны только те факторы, которые не являются квалифицирующими признаками в ст. 158 УК РФ. Как правило, при привлечении к административной ответственности в первый раз назначается наименее суровое наказание в виде минимального штрафа.

Наказание за кражу больше 2500 рублей

В случае нанесения пострадавшему лицу имущественного ущерба на сумму более 2500 рублей наступает уголовная ответственность по ст. 158 УК РФ.

Назначаемое наказание соответствует степени тяжести совершенной кражи. В зависимости от наличия или отсутствия квалифицирующих признаков применяется один или несколько видов санкций:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы.

Ответственность определяет степень тяжести уголовно-преследуемого деяния следующим образом:

  • максимально предусмотренное наказание в виде лишения свободы по ч. 1. ст. 158 УК РФ достигает 2 лет, небольшая тяжесть;
  • по ч. 2. ст. 158 УК РФ — 5 лет, средняя тяжесть;
  • по ч. 3. ст. 158 УК РФ — 6 лет, тяжкое преступление;
  • по ч. 4. ст. 158 УК РФ — 10 лет, тяжкое преступление.

В свою очередь степень тяжести определяет, как скоро после выхода из мест лишения свободы погашается судимость виновного лица (ст. 86 УК РФ).

Непогашенная судимость является отягчающим обстоятельством при повторном совершении общественно опасного деяния любого состава.

Когда ответственности можно избежать?

Избежать любого вида ответственности можно только по основаниям ст. ст. 24.5 КоАП РФ и ст. 212 УПК РФ. Если вы действительно совершили кражу, то следует воспользоваться следующими вариантами:

  • административное дело при ущербе до 2500 рублей может быть прекращено на основании ст. 29 КоАП РФ — малозначительности урона от правонарушения;
  • уголовное дело при краже на сумму свыше 2500 рублей могут прекратить на основании ст. 76 УК РФ — примирении сторон.

Каждый из приведенных вариантов решения проблемы основывается на полном возмещении нанесенного ущерба пострадавшему лицу. В данном случае судьбу виновного будет решать потерпевший. Если злоумышленник и жертва пришли к соглашению, данное основание будет рассмотрено в качестве причины прекращения преследования.

Состав кражи предусматривает как административную, так и уголовную ответственность. Решающим фактором является стоимость украденного имущества и отягчающие обстоятельства. По всем вопросам, касающимся краж, вы можете обратиться к нашим юристам.

Ст. 161 ч. 2 УК РФ. Грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору. Комментарии

Статья 161 грабеж относит, согласно законам, к преступлениям, направленным против имущества человека. Циничность данного деяния заключается не столько в простом завладении чужим имуществом, а в совершении этого деяния открыто, при свидетелях, очевидцах или, возможно, в присутствии потерпевшего. Применения насильственных действий по отношению к последнему не происходит, в противном случае это будет либо относиться к составу другой статьи, либо считаться квалифицированным преступлением этой.

Состав преступления

Как известно, состав любого преступления, указанного в уголовном Кодексе, состоит из:

    1. Объективной стороны деяния.
    2. Объекта.
    3. Субъективной стороны.
    4. Субъекта.

Рассмотрение сторон

К объективной стороне относится общественно опасная сторона деяния, в данном случае это открытое хищение чьей-либо собственности. Чтобы преступление имело характер грабежа, должны быть соблюдены два условия: во-первых, осознание преступником того, что он совершает хищение открыто, на глазах других людей, не относящихся к соучастникам преступления. Если виновное лицо не подозревало того, что другие видят его противоправные действия, то преступление не может быть квалифицировано по этой статье. Во-вторых, очевидцы преступления понимают характер действий преступника. Мало того, что эти условия должны быть соблюдены, они должны быть доказаны как органами следствия, так и судом, согласно положениям уголовно-процессуального законодательства РФ.

Преступление происходит путем действий. Основным признаком хищения является фактическое завладение виновного лица чужим имуществом, без каких-либо законных оснований и согласия собственника.

Объектом преступления (тем, на что посягает преступник) являются имущественные интересы потерпевшего. Объектом может выступать и вещь, и деньги, и ценные бумаги. Также наравне с объектом существует и предмет. К последнему относится именно само имущество, имеющее определенную стоимость (нужно помнить о том, что объект всегда идеален, а предмет — материален).

Субъективная сторона заключается в форме умысла, умысел — прямой (завладеть чужим имуществом). Цель – корысть. Преступник хочет получить какую-либо материальную выгоду и отдает себе в этом отчет.

Как говорит кодекс, субъектом преступления по данной статье выступает лицо, достигшее 14 лет, при этом вменяемое. Также в данном случае субъект — простой. Деяние является оконченным в тот момент, когда преступник получает в свое владение чужое имущество.

Характерные признаки грабежа

Деяние преступника начинается как кража (тайное хищение) и перерастает в грабеж в случае начала преступления тайно, но если оно по каким-либо причинам заканчивается открыто (вор берет кошелек из сумки потерпевшего, но в этот момент становится замеченным другим лицам, при этом не оставляет своей цели, к примеру, убегает с кошельком). Если лицо застигнуто на месте преступления, и при этом бросает похищенное и скрывается, в данном случае преступление квалифицируется как кража, а не грабеж.

Преступление является квалифицированным, одним из квалифицирующих признаков выступает ч. 2 ст. 161 УК РФ (здесь и группа лиц, и применение насилия). Это является отягчающими обстоятельствами, и наказание, соответственно, будет несколько строже, чем при отсутствии таких обстоятельств.

Группа лиц

Итак, рассмотрим более подробно квалифицирующий признак п. а, ч. 2, ст. 161 УК РФ «Грабеж, совершённый группой лиц по предварительному сговору». Данный признак выступает как отягчающее обстоятельство первой части данной статьи.

Комментарии к ст. 161 (ч.2) УК РФ дают основания правоприменителю отнести преступление к квалифицированному при наличии следующих признаков:

  1. Должна быть группа лиц. Т.е. имеется групповое образование, при котором двое и более лиц непосредственно участвуют в преступлении, являясь соучастниками.
  2. Сговор. В теории уголовного права говорится о том, что преступники могут и не договариваться заранее о процессе преступления, однако это не говорит о том, что такое согласие не существует в принципе. Оно достигается позже — либо перед началом деяния, либо уже во время его совершения.
  3. Все соучастники преступления должны быть отнесены к субъектам преступления (дееспособность, возраст).

Как известно, к соучастникам относятся: исполнители, подстрекатели, организаторы, пособники. Так вот, лица, не являющиеся исполнителями, не могут быть наказаны по норме этой статьи. Наказание несут только исполнители. Остальные лица несут свое наказание с применением норм статей общей части УК РФ.

Если не удается установить предварительный сговор, то преступление квалифицируется по первой части данной статьи.

Несмотря на работу следователя, окончательное решение о квалификации преступления всегда дает суд при рассмотрении материалов дела.

Наказание

Согласно санкциям данной статьи, преступление наказывается минимум обязательными работами (до 480 ч.) и максимум – лишением свободы на срок 12 лет + штрафом до 1 млн руб.

Что касается ч. 2. ст. 161 УК РФ, срок лишения свободы — 7 лет + штраф до 10 тыс. руб., а также принудительные работы сроком до 5 лет. Также суд может вынести приговор по ст. 161 ч. 2 УК РФ в виде ограничения свободы до 1 года, а также штраф в пользу государства в размере средней заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 1 месяца.

Изменения в статье

В последний год (2017) изменения в вышеназванную статью не вносились. Но были изменения от 02.06.2016 г., говорящие о том, что лицо, совершившее преступление в первый раз, которое при этом раскаялось, явившись в органы следствия, помогало в раскрытии преступления и загладило вину перед потерпевшим, может быть освобождено от уголовного наказания. Но, правда, в том случае, если виновное действие не относится к числу тяжких. Стоит сказать о том, что в нашем случае преступление относится к преступлениям средней тяжести.

Еще одна маячащая на горизонте поправка: Госдума РФ предлагает некоторые преступления, совершенные против имущества граждан (срок наказания за которые — до 5 лет) изъять из положений Уголовного кодекса и перенести в Административный, поскольку ежегодно Президентом объявляется амнистия, под которую подпадают лица, чье наказание соответствует пятилетнему сроку нахождения в изоляции. Это нововведение обусловлено тем, что не все виновные получают и отбывают соответствующее наказание. Возможно, в этом есть свое рацинальное зерно. Но пока это только лишь законодательные инициативы, и вступят ли эти поправки и в каком виде в законную силу, правоприменителю пока не известно.

По рассматриваемой статье срок давности за совершенное наказание составляет 10 лет. Не мало, не правда ли? Поэтому надеяться, что пройдет время и наказания не последует, несколько глупо. Правильнее всего, конечно, не совершать никаких преступлений, предусмотренных законом. Но уж если это произошло, то нужно попытаться убедить следствие и суд, что это было ошибкой или недальновидностью. И впредь никогда больше не совершать ни хищений, ни какие-либо иных противоправных действий. Свобода — она ведь одна, и жизнь тоже. Нужно попытаться прожить ее достойно.

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х.Шакуровым, целесообразно выделить три уровня функций.

Первый уровень – педагогические и социально-гуманитарные функции, которые относятся к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя — это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем — это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций — социально-психологических, к которым относится, прежде всего, организаторская.

Главное назначение организаторской функции — поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга.

Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательным процессом. Это управленческие функции,к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности учащихся.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана — упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя — это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой — причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя — это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

Права классного руководителя. Классный руководитель — административное лицо. Он имеет право:

— получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

— контролировать успеваемость каждого ученика;

— контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

— координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

— организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

— выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

— приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

— получать помощь от педагогического коллектива школы;

— определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);

— отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Обязанности классного руководителязаключаются в следующем:

— организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

— оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

— установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Планирование работы классного руководителя

План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда — целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные четверти. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.

Л.Ю.Гордин считает, что чем старше школьники, тем реальнее составление плана на более длительный срок, т.е. на весь учебный год, и в тех классах, где классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах. И наоборот, чем младше учащиеся, чем меньше времени классный руководитель проработал с данным коллективом, тем целесообразнее планировать воспитательную работу на четверть или полугодие.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предшествующего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.

В конце учебного года целесообразно провести с помощью школьного психолога диагностические «срезы» в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности, ценностно-ориентационного единства и других существенных параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.

Таким образом, подготовительный этап к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках, которая определит характер доминирующих воспитательных задач.

Разработка плана воспитательной работы классного руководителя.Подготовка к составлению плана работы классного руководителя завершается составлением характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертывания технологической цепочки разработки программы жизнедеятельности класса и учащихся на предстоящий период.

Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы, который, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.

Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. А начинающим классным руководителям целесообразно предварительно соотнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с общими данными об особенностях возраста учащихся класса и имеющимися рекомендациями в помощь классным руководителям.

При определении доминирующих воспитательных задач надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по направлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнообразные виды деятельности должны составлять основу планов. Задачи воспитания, а, следовательно, и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная — обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательной стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выделяются и три основных объекта внимания классного руководителя: коллектив, деятельность и индивидуальность.

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.

Когда план в целом сформирован, наступает период его «доводки». Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.

Заключительный этап в технологической цепочке создания плана воспитательной работы — это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.

Структура плана.В реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют различную структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а, следовательно, и сами формы планов работы зависят и от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работы, то начинающим учителям целесообразно рекомендовать составление подробных, развернутых планов.

Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет пять разделов: краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы; воспитательные задачи; основные направления и формы деятельности классного руководителя; координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе; работа с родителями и общественностью.

Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.

Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы гарантировалось их действенное, а не формальное, выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом они зависят и от опытности, и квалификации классного руководителя.

Третий раздел несет основную содержательную нагрузку, определяя как основные виды деятельности (общественная, познавательная, трудовая, художественная, спортивная, ценностно-ориентационная, коммуникативная), так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.

В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.

Заключительный раздел – «Работа с родителями» – содержит круг вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.

В настоящее время считается общепризнанным, что планирование по разделам в соответствии с основными направлениями воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и др.) «разрывает» целостный педагогический процесс на части, не охватывает всего многообразия педагогических задач. Признание педагогической общественности в последние годы получил вариант плана, предложенный Н.Е.Щурковой, в котором в органичном единстве нашли отражение комплексный, деятельностный и личностный в его индивидуально-творческой интерпретации подходы. Выделяя в качестве основных объектов воспитания коллектив, деятельность воспитанников и развитие индивидуальности, Н.Е.Щуркова предлагает после обозначения доминирующих задач выделить три соответствующих раздела: организация коллектива, организация воспитывающей деятельности и организация работы по развитию индивидуальности.

Два вспомогательных раздела должны содержать характеристику классного коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых отражаются и условия жизни воспитанников в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности, и в связи с этим — какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования они посещают, а если не посещают, то почему; состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.

В практике воспитания сложились многообразные формы планирования работы классных руководителей, и, учитывая специфические условия различных районов страны, города и села, школ-новостроек и школ, имеющих давние традиции, нет нужды в жесткой унификации формы этого плана. Классный руководитель сам выбирает форму плана, ориентируясь на требования, которые к нему предъявляются, и на свою педагогическую «Я-концепцию».

Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.На основе перспективного плана воспитательной работы классный руководитель составляет план работы на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Этот план целесообразно совмещать с дневником классного руководителя.

Объект особого внимания — подготовка воспитательного мероприятия. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. Воспитательный эффект остается даже в том случае, если мероприятие по каким-либо причинам не состоялось (например, не смог прийти приглашенный гость и т.п.). Л.Ю.Гордин отмечает, что общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно, без спешки и штурмовщины, подготовлены и качественно проведены, которые будут, безусловно, выполнены и принесут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха.

Каждое планируемое дело необходимо реально спроектировать во времени, отвести достаточно дней, а иногда и недель на его тщательную подготовку. Учитывая, что устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся, целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И.П.Иванова.

Предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного коллективного творческого дела (КТД) в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечаются варианты дела, которые будут предложены воспитанникам как возможные; строится перспектива возможного дела. На этой стадии идет поиск, разведка дел. Если коллектив на первом этапе развития, то педагоги сами выводят детей на общественно значимую работу; если на втором — то в поиске участвует актив; если на третьем — все члены коллектива проводят поиск по намеченным маршрутам (например, «класс», «микрорайон», «природа», «пресса», «малыши» и др.).

Коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кому на радость и пользу? Кто будет участвовать? С кем вместе? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где лучше провести КТД? Как лучше его провести? В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения из микрогрупп, происходят выборы совета дела.

Коллективная подготовка дела.Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, организует микрогруппы для подготовки добрых дел «по секрету». На этой стадии могут быть проведены встречи с людьми, способными оказать помощь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, периодическая печать, создается пресс-центр и т.д. Опыт показывает, что в целом оправдавшей себя методикой организации коллективных творческих дел не стоит злоупотреблять. Нельзя отказываться и от традиционных бесед, диспутов, конференций и других положительно зарекомендовавших себя форм организации педагогического процесса. В этом случае классный руководитель готовит план или план-конспект, в котором отмечает: тему и форму организации работы; цель и задачи ее проведения, время проведения (дата, час); место проведения мероприятия; кому поручается его подготовка и проведение (распределение поручений); оборудование и оформление; форму учета результатов проведенной работы. Тщательно продуманный план конкретного мероприятия — необходимое условие его качественного проведения, условие достижения и предметного и воспитательного результатов.

Кража на сумму 2500 рублей ответственность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *