Ненадлежащее качество товара

Топ-5 ошибок заключения и исполнения договора поставки, связанных с качеством товара

Качество товара зачастую становится камнем преткновения для сторон договора поставки. Какие ошибки приводят к судебным разбирательствам и финансовым потерям? Что учесть в договоре поставки и во время приемки товара, чтобы избежать ненужных проблем? Давайте разберемся.

Ошибка 1. Товар не соответствует требованиям конкурсной документации

Последствия: с поставщика может быть взыскана стоимость поставленного товара, а также пеня и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Судебная практика

Покупатель провел конкурс на закупку пресса. В техническом задании были оговорены требования к предмету закупки, в том числе мощность и производительность пресса, его геометрические размеры, требования к электроподключению и оснащению. В своем конкурсном предложении поставщик предложил пресс, который полностью соответствовал конкурсной документации. Этот поставщик был признан победителем конкурса, и с ним был заключен договор поставки. Однако при поставке требования к качеству товара были существенно нарушены. Фактически был поставлен пресс другого размера, без технической документации, бирки производителя и серийного номера. Покупатель обратился в суд с иском о взыскании с поставщика стоимости товара, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд иск удовлетворил.

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь
от 19.04.2016 (дело N 294-12/2015/112А/410К)

Качество поставляемого товара должно соответствовать условиям договора. А при поставке товара по описанию поставщик обязан передать покупателю товар, который соответствует такому описанию <*>.

Как правильно

Если требования к качеству товара существенно нарушены, то покупатель может по своему выбору <*>:

— отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за товар денег;

— потребовать замены некачественного товара.

К существенным нарушениям требований к качеству относятся в том числе недостатки товара, которые <*>:

— нельзя устранить;

— не могут быть устранены без несоразмерных затрат денег или времени;

— выявляются неоднократно;

— проявляются вновь после их устранения.

Ошибка 2. В договоре не указана цель приобретения товара

Последствия: покупатель может получить не тот товар, на который он рассчитывал. При этом суд может не признать товар некачественным, а покупатель не сможет потребовать его замены или возврата стоимости, а также возмещения убытков.

Судебная практика

При заключении договора поставки кондиционера в нем не было указано, что товар приобретается покупателем для использования в продовольственном магазине. В результате мощность поставленного кондиционера была меньше, чем было необходимо. Покупатель обратился с иском о возврате стоимости кондиционера, как некачественного, и возмещении понесенных убытков. Суд отказал в иске, так как поставщик не был уведомлен, на каком объекте будет использован кондиционер. Экспертизой было установлено, что кондиционер исправен и пригоден для целей, для которых аналогичный товар обычно используется.

Постановление Апелляционной инстанции экономического суда
Минской области от 27.04.2017 (дело N 295-5/2016/135А

Как правильно

Поставщик, которому известна конкретная цель приобретения товара покупателем, должен поставить товар, пригодный для этой цели. Если в договоре условия о качестве товара нет, поставщик должен передать товар, пригодный для целей, для которых такой товар обычно используется <*>.

Условие о цели приобретения товара и его качестве не являются обязательными для договора поставки <*>. Однако согласование такого условия позволит покупателю получить именно тот товар, который ему необходим. Также стороны смогут избежать разногласий по качеству товара и дополнительных затрат, например судебных издержек.

Ошибка 3. Не соблюден порядок приемки товара

Последствия: покупатель не сможет доказать в суде, что товар имел несоответствия по качеству, и отказаться от его оплаты.

Судебная практика

Покупатель посчитал, что полученный товар не соответствует требованиям по качеству и отказался от его оплаты. Однако покупателем не был соблюден порядок приемки товара по качеству. В частности, не сделаны отметки в накладных о наличии претензий, не приглашен представитель поставщика, не составлен акт. Поставщик обратился с иском о взыскании стоимости товара, пени за просрочку оплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд решил, что поставка некачественного товара не доказана, и удовлетворил иск.

Решение экономического суда Брестской области
от 14.07.2015 (дело N 93-6/2015)

Как правильно

При поставке товара покупатель обязан совершить все необходимые для его приемки действия, включая проверку качества <*>.

Если договором стороны не установили иное, то при выявлении некачественного товара покупатель должен в том числе <*>:

— приостановить приемку товара;

— вызвать представителя поставщика для участия в приемке;

— оформить двусторонний акт о несоответствии товара по качеству;

— пригласить эксперта, если есть разногласия с поставщиком о дефектах товара и причинах их возникновения.

В дальнейшем переписка с поставщиком, акты, заключения эксперта, другие документы могут быть доказательствами факта поставки некачественного товара.

Ошибка 4. Неправильно оформлено уведомление о вызове представителя поставщика

Последствия: покупатель не сможет доказать факт поставки некачественного товара, потребовать возврата его стоимости и возмещения убытков.

Судебная практика

Покупатель выявил некачественный товар и направил письмо поставщику с просьбой направить своего представителя для участия в приемке. В этом письме не были указаны точное наименование и количество некачественного товара, реквизиты сопроводительных документов, время, на которое назначена совместная приемка. Впоследствии покупатель обратился в суд с иском о возврате стоимости некачественного товара и возмещении убытков. Суд отказал в иске, так как покупателем не соблюдены требования, установленные к содержанию уведомления о вызове представителя поставщика для участия в приемке товара.

Постановление апелляционной инстанции экономического суда
Могилевской области от 31.05.2016 (дело N 252-11/2015/74А)

Как правильно

Если покупатель выявил некачественный товар, он обязан в том числе вызвать представителя поставщика для участия в приемке и составить двусторонний акт. Для этого поставщику нужно направить уведомление, в котором должно быть указано, в частности <*>:

— наименование товара, дата его отгрузки (отпуска), номера транспортных и сопроводительных документов;

— состояние пломб;

— основные недостатки, обнаруженные в товаре, количество товара ненадлежащего качества;

— время, на которое назначена совместная приемка товаров.

Направить уведомление можно по телеграфу, телетайпу, факсу или другим способом. Сделать это нужно не позднее 24 часов (по скоропортящемуся товару — незамедлительно) после обнаружения несоответствия качества товара <*>.

В договоре стороны могут предусмотреть иной порядок извещения поставщика о выявлении некачественного товара и вызове его представителя <*>.

Ошибка 5. Покупатель не провел экспертизу товара

Последствия: покупатель не сможет доказать, что товар некачественный, потребовать возврата уплаченной за него суммы и возмещения понесенных убытков.

Судебная практика

По мнению покупателя, поставленный товар не соответствовал требованиям по качеству. Поставщик считал, что товар на момент поставки был качественным, а покупателем нарушены условия его хранения и перевозки после получения. Покупатель обратился в суд с требованием взыскать с поставщика уплаченные за товар деньги и возместить убытки. Документы, которые подтверждают несоответствие товара требованиям по качеству (заключение эксперта или акт выбраковки), покупатель не представил. На этом основании суд отказал в иске.

Постановление апелляционной инстанции экономического суда
Минской области от 08.11.2016 (дело N 190-11/2016/359А)

Как правильно

Для разрешения разногласий между поставщиком и покупателем о дефектах товара и причинах их возникновения покупатель обязан пригласить эксперта. В таком качестве может выступать, в частности, представитель <*>:

— поставщика;

— торгово-промышленной палаты;

— органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории, аккредитованных для проверки качества (испытаний) соответствующих товаров.

Что такое надлежащее и ненадлежащее качество товара

Ненадлежащее качество товара означает, что названные выше требования не выполнены полностью или соблюдены лишь частично.

Ненадлежащее качество товара – это несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу (описанию) при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Говоря о ненадлежащем качестве товара Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителей приводят лишь формулировки понятий «недостаток» и «существенный недостаток».

Обычный недостаток – несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

Существенный недостаток – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В первом случае речь идет об обычном недостатке, при котором товар все же может использоваться по назначению. Например, к данному виду недостатка можно отнести неисправность подогрева заднего стекла в новом автомобиле.

Из смысла определения существенного недостатка товара ясно, что при подобном недостатке товар невозможно использовать по назначению, например, если в новой стиральной машине нельзя закрыть дверцу.

Подробнее: Что такое существенный недостаток товара

Таким образом, товар ненадлежащего качества – это товар, имеющий недостаток или существенный недостаток.

На практике распространены случаи, когда недостаток товара проявляется лишь через некоторое время его использования или незаметен при получении товара. Таким образом, значение имеет еще одна классификация недостатков товара. Недостатки товара бывают: явные и скрытые.

Явный недостаток товара – тот, который может быть обнаружен в момент получения товара, например при его осмотре.

Скрытый недостаток товара – тот, который стал очевидным в течение некоторого периода использования или для обнаружения которого в момент получения требовались специальные знания или специфические способы приемки.

Необходимо отметить, что законодатель в Законе о защите прав потребителей и в Гражданском кодексе РФ указывает также на различные виды недостатков товара:

  • конструктивные;
  • производственные;
  • рецептурные;
  • иные недостатки.

Конструктивный недостаток – это недостаток конструкторского решения, допущенный еще до изготовления товара, на этапе его разработки, проектирования, конструирования и т.д.

Производственный недостаток – это недостаток, возникший вследствие нарушения изготовителем конструкторской и (или) технологической документации на изготовление товара. То есть, производственный недостаток, в отличие от конструктивного, возникает уже на этапе изготовления товара.

Рецептурный недостаток – это недостаток пищевых и фармацевтических веществ (товаров), а также результатов работ по производству и изготовлению данных веществ, выражающийся в нарушении обязательных требований, предъявляемых законом к химическому составу данных веществ, а также в нарушении технологии их изготовления.

Рецептурный недостаток может проявляться в следующих формах:

  • нарушение при изготовлении пищевых и фармацевтических веществ обязательных требований, предъявляемых законом к химическому составу;
  • использование при изготовлении пищевых и фармацевтических веществ некачественных ингредиентов;
  • выдача врачом рецепта пациенту с указанием лекарственных препаратов, не излечивающих от заболевания пациента, прием которых стал причиной возникновения вреда жизни и здоровья последнего.

Иные недостатки товара

Ненадлежащее качество товара

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *