Отличие кражи от присвоения и растраты

Содержание

Основные отличия растраты, присвоения и кражи. Ошибки в разграничении преступлений

Что такое присвоение и растрата?

Присвоение и растрата – это две самостоятельных формы преступления (хищения), предусмотренные ст. 160.

Суть обоих – хищение чужой собственности, которая была с теми или иными целями вверена виновнику.

Что такое кража?

Кражу законодатель в ст. 158 УК РФ определяет как тайное хищение чужого имущества.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее. Задать вопрос

Основные различия

Кража Присвоение или растрата
Изъятие чужой собственности имеется отсутствует
Субъект физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет специальный: лица должностные, лица, на которых возложены функции управленца в организациях, либо те, которым передано какое-либо имущество в соответствии с договором о материальной ответственности, трудовым договором, разовым поручением и т.д.
Предмет любое чужое имущество то, которое было вверено виновному лицу
Объективная сторона тайное хищение чужой собственности удержание (когда имеет место присвоение) или издержание (в случае растраты) чужого вверенного имущества
Считается оконченным когда произошло изъятие чужого имущества виновным и он получил возможность распоряжаться им по своему желанию
  • присвоение: когда виновный начал обращать имущество в свою пользу;
  • растрата: когда было фактически израсходовано или отчуждено чужое, вверенное виновнику, имущество.

Присвоение и растрата: состав преступления

  • Субъект противозаконного действия, описанного в ст. 160 УК РФ – только специальный. Постановление Пленума ВС РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 проясняет, кто может быть исполнителем такого деяния. Это не просто лицо, обладающее вменяемостью и достигшее 16 лет.

    Речь может идти исключительно о том человеке, которому было вверено имущество на законных основаниях: не для его личного пользования, а с какими-то определёнными целями или для той или иной деятельности. Таким лицом может быть, например, экспедитор, перевозящий товар из одного пункта в другой, завхоз учреждения, материально ответственный сотрудник магазина, и т.д.

    Если в данном преступлении принимают участие, помимо исполнителя – специального субъекта, ещё и иные лица, то их ответственность будет определяться в согласии со ст. 34 УК РФ и ст.160 УК РФ (то есть, они будут рассматриваться правосудием в качестве пособников, подстрекателей либо организаторов преступления).

  • Субъективная сторона данного преступления – только прямой умысел. Мотивом является корысть. Цель – противозаконное обогащение за счёт других лиц.

  • Объект, на который покушается преступник в данном случае, это общественные отношения собственности. Предметом же является чужая собственность, которую виновнику доверили на законных основаниях.

  • Объективная сторона – присвоение и растрата не принадлежащего виновнику имущества, оказавшегося в распоряжении виновного согласно закону.

Как уже упоминалось выше, статья 160 УК РФ описывает фактически две разные формы хищения.

В случае присвоения имущества виновный обращает его в свою пользу, не возмещая владельцу так или иначе его стоимости. При этом имущество остаётся во владении преступника (не израсходовано, не растрачено хотя бы непродолжительное время).

Постановление Пленума ВС РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 указывает, что, если было совершено присвоение, и имущество находилось в незаконном распоряжении виновника даже непродолжительный срок, а уже после этого оно было потреблено либо, например, передано третьему лицу, то как растрата эти действия квалифицированы уже не будут.

Если же происходит растрата, то виновный противозаконно и не возмещая владельцу стоимости, пользуется этим имуществом (потребляет, расходует, передаёт возмездно или безвозмездно третьим лицам и т.д.).

Как присвоение, так и растрата характеризуются тем, что, по факту, изъятия собственности у её хозяина не происходит – она уже вверена собственником виновному. Например, материально ответственный скотник животноводческого хозяйства похищает вверенных ему овец и продаёт их покупателю. Он действует с прямым умыслом, исходя из корыстных мотивов, ставя себе целью незаконно обогатиться за счёт потерпевшего – владельца животноводческой фермы. Налицо состав преступления – растрата.

Если же происходит ситуация, когда скотник забирает в своё личное подсобное хозяйство дорогих породистых овец с фермы, подменяя их на менее ценных животных, то такие действия уже являют собой присвоение.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее. Задать вопрос

Ответственность

Статья 160 УК РФ имеет четыре части. Часть 1 – неквалифицированные присвоение или растрата. В качестве наказания за деяния, предусмотренные этой частью, указаны:

  • штраф до 120 000 рублей (либо в размере дохода виновного за период до года);
  • либо обязательные работы (до 240 часов);
  • или исправработы (до полугода);
  • или ограничение свободы (до 2-х лет);
  • или принудработы (на тот же срок);
  • либо же лишение свободы (также максимальный срок 2 года).

Деяния, которые предусмотрены следующими тремя частями (квалифицированный состав) предусматривают значительно более жёсткие санкции: вплоть до нахождения в МЛС сроком до 10 лет, штрафа в сумме до миллиона рублей.

Помимо этого, имеется специфическая санкция для лиц, которые совершили преступление, использовав свое служебное положение. Они могут быть лишены права занимать определённые должности.

Кража: состав преступления

  • Субъектом кражи выступает физическое вменяемое лицо, которому уже исполнилось 14 лет.
  • Субъективная сторона этого преступления характеризуется только прямым умыслом, корыстным мотивом и совершается в целях противозаконного получения материальной выгоды.
  • Объектом кражи выступают отношения собственности (это т.н. видовой объект для любого из видов хищения). Непосредственный объект – это отношения конкретной формы собственности, которые связаны с тем, кому принадлежит украденное имущество. Предмет – похищаемая собственность.
  • Объективная сторона – тайное хищение чужой собственности без применения насилия.

Именно тайность действий прежде всего определяет квалификацию деяния как кражу. Определяется этот критерий в соответствии с субъективным восприятием виновного на момент содеянного.

Если преступник был уверен, что совершает изъятие имущества таким образом, что рядом нет людей, которые могли бы наблюдать его действия, или же они есть, но кража совершается незаметно для них, то его действия являются кражей (даже если на самом деле его действия наблюдал владелец имущества или третьи лица, не обнаруживая себя).

Например, преступник в троллейбусе похищает из кармана потерпевшего бумажник. Он уверен, что делает это незаметно, однако свидетелями его действий стали двое пассажиров. Несмотря на это, действия виновного судом будут расценены как кража (ч.2 ст. 158 УК РФ).

Помимо этого, кражей будет сочтено деяние, если за ним наблюдали лица, от которых преступник не мог ожидать противодействия (его родные, например).

Если совершение кражи наблюдают посторонние люди, но при этом не осознают, что происходит противозаконное изъятие имущества, это также квалифицируют как кражу. Например, лица в рабочей одежде загружают станки в кузов грузовика и увозят, а наблюдающие за ними сотрудники учреждения воспринимают это как рабочий момент, не подозревая, что происходит кража имущества организации.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее. Задать вопрос

Как и ст. 160 УК РФ, ст. 158 также состоит из четырех частей. Часть 1 – неквалифицированная (она же – простая) кража, за которую предусматривается:

  • штраф в сумме до 80 000 рублей (либо в размере дохода осужденного за период до полугода);
  • либо обязательные работы (максимально – 360 часов);
  • либо исправительные работы (срок до года);
  • или ограничение свободы на срок до двух лет;
  • или принудработы на срок до двух лет.

Также преступнику суд вправе назначить арест (сроком до четырех месяцев) либо же помещение в МЛС сроком до двух лет.

Если же деяние было совершено с квалифицирующими признаками (то есть, при отягчающих деяние обстоятельствах), то и наказание будет значительно более суровым. Речь пойдёт о лишении свободы (срок может достигать десяти лет) и штрафе суммой вплоть до одного миллиона рублей.

Основная разница

В чем заключаются различия между присвоением, растратой и кражей:

  • Первое принципиальное отличие присвоения и растраты от кражи – в том, что изъятие имущества как таковое отсутствует: оно уже по факту находится в распоряжении виновного (передано ему владельцем, но не для личного использования).
  • Второе – в том, что субъект деяния, описанного в статье 160, может быть только специальным (то лицо, которому на законных основаниях вверено имущество).Любые другие лица без признаков специального субъекта, принимавшие участие в деянии, будут рассматриваться не как исполнители, а как пособники, подстрекатели или организаторы.
  • Третье заключается в том, что в случае кражи вор завладевает имуществом, которое к нему не имеет никакого отношения. В ситуации присвоения или растраты виновный противозаконно распоряжается чужой собственностью, которая была ему вверена владельцем.

Различия в наказании

Поскольку статьи 158 и 160 УК РФ обе говорят о разновидностях ненасильственных хищений, то и ответственность за деяния (квалифицированные и без квалифицирующих признаков) во многом схожа. Однако, разумеется, есть и различия.

  • Обе статьи содержат в себе четыре части: первая – неквалифицированный состав, следующие – с квалифицирующими признаками. Во всех частях данные статьи УК РФ предполагают идентичные по сроку санкции в виде лишения свободы, принудработ или ограничения свободы.
  • В ч.1 ст.158 указана также санкция в виде ареста сроком до четырех месяцев, что отсутствует в ч.1 ст. 160. В частях 1 и 2 ст. 160 предусмотрена более крупная сумма штрафа, чем в тех же частях ст.158. Кража, напротив, предполагает более длительный срок обязательных и исправительных работ.
  • В ч.3 обе статьи предполагают сходные санкции в виде лишения и ограничения свободы, принудительных работ. Однако в силу специфики ст.160, в ней предусмотрена также такая мера, как запрет занимать определённые должности или заниматься той или иной деятельностью на срок до 5 лет. Также в данной статье штраф меньше, чем в ст.158.
  • В ч.4 в обеих статьях указаны полностью идентичные квалифицирующие признаки. Санкции также практически идентичны.

Ошибки при разграничении

Один из важных вопросов при квалификации: может ли совершить кражу должностное лицо, которому доверены те или иные материальные ценности для определённых целей?

Если хищение совершается во время того, как виновный выполняет собственные служебные обязанности, то квалифицироваться его действие будет по ст.160.

Если же он совершает хищение таким образом, как мог бы совершить его и любой другой субъект (без специальных признаков), в таком случае это будет расцениваться как кража. Например, скотник ночью в свой выходной проникает в запертый загон для животных и оттуда похищает овец.

Также важно не допустить ошибки при квалификации деяния в случаях, если преступник имеет доступ к имуществу по характеру своей работы, однако имущество не является вверенным ему. Об этом упоминает Бюллетень ВС 1997.№4. С.4

Например, водитель взламывает опечатанный контейнер с грузом и совершает хищение. Это – кража. Если же речь идёт об экспедиторе, которому данный груз был вверен и уполномочен принимать груз, транспортировать, сдавать под отчёт, и такой человек похищает имущество, то это уже расценивается как присвоение.

Как видим, составы статей 158 и 160, хотя и оба описывают разновидности хищений, однако очень различны между собой: по субъекту, предмету хищения, объективной стороне деяния. Различия чаще всего очевидны, однако возможны и достаточно сложные случаи, где для правильной квалификации нужно внимательно рассмотреть все детали преступления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Можно ли вернуть товар из интернет магазина в сам магазин детского мира?

Вот правила работы интернет-магазина дет мир(инфо с сайта дм), пункт о возврате товара ненадлежащего качества:
7.6. Возврат товара ненадлежащего качества:

Под товаром ненадлежащего качества подразумевается товар, который неисправен и не может обеспечить исполнение своих функциональных качеств.

Полученный товар должен соответствовать описанию на сайте. Отличие элементов дизайна или оформления от заявленных в описании на сайте не является неисправностью или нефункциональностью товара.

Внешний вид и комплектность товара, а также комплектность всего заказа должны быть проверены Покупателем/Получателем в момент доставки товара. При доставке товара, Покупатель/Получатель ставит свою подпись в квитанции о доставке, в графе: «Заказ принял, комплектность полная, услуги по доставке оказаны, претензий к количеству и внешнему виду товара не имею. С условиями возврата товара ознакомлен». После получения заказа претензии к внешним дефектам товара, его количеству, комплектности и товарному виду не принимаются.

Если Покупателю / Получателю был передан товар ненадлежащего качества, и оно не было заранее оговорено продавцом, Покупатель / Получатель вправе воспользоваться положениями ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

В связи с особенностями дистанционного способа продажи, замена товара может быть выполнена только посредством возврата товара ненадлежащего качества и оформления нового заказа на аналогичный товар.

Покупатель/Получатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, возвратить товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Любые из перечисленных требований должны быть предъявлены Покупателем/Получателем в письменной форме посредством заполнения заявления (раздел «Обмен и возврат товара»). Требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

7.7. Обмен и возврат товара производится в любом розничном магазине Продавца, адреса которых указаны на сайте Продавца по адресу

О своем желании вернуть товар, приобретенный в интернет-магазине, покупатель должен сообщить по телефону «горячей линии» 8 (800) 250-00-00. В результате звонка оператор колл-центра вносит в заказ информацию о возврате, указав магазин, в который планирует обратиться покупатель, информацию о возвращаемом товаре, причину возврата.

Для осуществления возврата Покупатель обязан предъявить в магазине сети «Детский мир» следующие документы:

любой документ, удостоверяющий личность Покупателя, из перечисленных в Определениях Правил;
кассовый чек/ товарный чек/ товарную накладную, если оплата была произведена наличными курьеру;
товарный чек/ товарную накладную, если оплата осуществлялась путем безналичного расчета.
Стоимость доставки товара Покупателю не возмещается.

В Вашем случае, скорее всего комбез возьмут на экспертизу, у меня так было с сапогами, сломалась молния, признали производ брак.
Может и Вам повезёт.

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (с изменениями на 27 декабря 2018 года)

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (статьи 1 — 18)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

(с изменениями на 27 декабря 2018 года)

Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Принят
Государственной Думой
21 апреля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
(Часть дополнительно включена с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ)
Комментарий к статье 1

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Комментарий к статье 2

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 3

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Комментарий к статье 4

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5_1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ.

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Комментарий к статье 5

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Комментарий к статье 6

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ.
Комментарий к статье 7

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3_1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Комментарий к статье 8

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Комментарий к статье 9

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ.
Комментарий к статье 10

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
(Часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 182-ФЗ.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (часть дополнена с 13 июля 2010 года Федеральным законом от 29 июня 2010 года N 126-ФЗ.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть дополнена с 13 июля 2010 года Федеральным законом от 29 июня 2010 года N 126-ФЗ.

4_1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
(Часть дополнительно включена с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ)

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(Часть в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 182-ФЗ.

5_1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
(Часть дополнительно включена с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ)

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Комментарий к статье 11

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1_1 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ.

1_1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ)

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Комментарий к статье 12

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.
(Часть дополнительно включена с 15 ноября 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 305-ФЗ)
Комментарий к статье 13

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Комментарий к статье 14

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 15

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Комментарий к статье 16

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст.144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст.237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-Х «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст.192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-Х «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст.540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст.94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст.361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Комментарий к статье 17

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Отличие кражи от присвоения и растраты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *