Потерпевший в ДТП не застрахован по ОСАГО

Выплатят ли компенсацию, если у потерпевшего в ДТП нет страховки ОСАГО? И кто будет возмещать ущерб?

Что будет, если у потерпевшего нет страховки?

Отметим, что управлять транспортным средством водитель не имеет права, если у него нету действующего договора страхования гражданской ответственности.

Если водитель управлял своим авто и не имел при этом действующего договора ОСАГО, то в независимости от того виновник он или потерпевший в ДТП ему грозит штраф за управление машиной без ОСАГО.

Но штрафные санкции со стороны органов ГИБДД не означают того, что водитель управляющий своим автомобилем без действующего полиса ОСАГО не имеет права на возмещение причиненного ему ущерба.

Выплатят ли компенсацию и на каком основании?

Согласно закону об ОСАГО (ст.14.1 и 6) независимо от того, есть ли у потерпевшего полис обязательного страхования или данный документ у него отсутствует, право получить компенсацию причиненного ему ущерба он имеет.

Если у потерпевшего нет договора обязательного страхования, то он имеет право получить страховую компенсацию только с СК виновного в ДТП.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее. Задать вопрос

Кто возместить ущерб после ДТП?

Будет или нет выплата компенсации причиненного вреда потерпевшему, если у него нет полиса? Ответ на это вопрос станет понятен, если вы поймете термин автогражданской ответственности.

Договор обязательного страхования страхует не собственность страхователя, а его гражданскую ответственность в том случае, если он становиться виновником аварии.

Почему прямое возмещение невозможно?

Естественно, что потерпевший, не имеющий полиса, не может обратиться за прямым возмещением ущерба (ПВУ) в свою СК, так как у него просто нет ОСАГО и СК не несет за него ответственность.

И скажем более, если в ДТП не имеется пострадавших людей, а вред причинен только железу, то потерпевший по закону обязан обратиться за выплатой именно в свою страховую организацию. Означает ли это, что в случае, если у пострадавшего нет полиса, то и обращаться ему некуда, а следовательно, и компенсационную выплату получать не от кого?

Нет, это абсолютно не так. Если гражданская ответственность виновного лица в ДТП застрахована по ОСАГО, потерпевший имеет право на компенсацию, ведь ПВУ это всего-навсего ситуация когда СК потерпевшего выплачивает ему компенсацию, а потом ее расходы возмещает СК виновного (ч.4 ст.14.1 «Закона об ОСАГО»).

В данной же статье, в 1 части говориться о том, что для ПВУ должно быть соблюдено два условия:

  1. При аварии пострадало только имущество, а количество участников аварии всего двое и не более.
  2. Оба участника ДТП имеют в наличие действующие полисы обязательного страхования.

В нашей ситуации второе условие не соблюдено, а потому пострадавший должен обращаться за выплатами компенсации ущерба не в свою СК (в нашем случае ее нету), а в компанию виновного. И даже, если потерпевший не имеет оформленного договора ОСАГО он спокойно сможет получить страховое возмещение.

СК виновника, если он застрахован по ОСАГО

Возместить ущерб, причиненный потерпевшему обязанность той СК, которая заключила договор страхования гражданской ответственности с виновником аварии. Но учитывая ст. 7 «Закона об ОСАГО» размер суммы страховой компенсации может быть выплачен лишь в пределах установленного лимита:

  • При компенсации вреда причиненного жизни и здоровью потерпевшего не более 500 тыс. рублей.
  • При компенсации вреда причиненного имуществу не более 400 тыс. руб.

Абсолютно не имеет значения сколько было потерпевших, все они имеют право на возмещение причиненного ущерба.

Очень часто СК, ссылаясь на различные причины, отказывают в выплате компенсации. Чаще всего СК приводят следующие аргументы:

  1. Виновный в момент аварии находился под действием алкоголя или наркотических средств.
  2. У виновного не было на момент аварии права управлять данным ТС.
  3. ДТП произошло в период когда не действовало страховое покрытие по договору ОСАГО (при сезонном страховании).
  4. У СК виновного лица была отозвана лицензия.

Но на самом деле ни одно из данных оснований не считается правомерным аргументом для отказа. В первых двух случаях СК, согласно действующему законодательству, обязана произвести выплату, но после этого имеет право обратиться с регрессными требованиями к виновному.

Водитель ТС, виновный в аварии

При наступлении следующих обстоятельств обязанность выплатить компенсацию ляжет на плечи виновного:

  • В случае, если был причинен ущерб, который оценивается выше того предела который установлен для выплат по ОСАГО, но лишь в части превышения лимита.
  • Если ущерб был причинен не в момент когда авто находилось в движении (к примеру, на месте стоянки, если открывая свою дверь водитель поцарапал ваше крыло).
  • Если с виновника необходимо взыскать причиненный потерпевшему моральный вред при ДТП, например, если в аварии пассажир получил телесные повреждения, в том числе, если данные повреждения привели к летальному исходу.
  • Если у виновного нет договора автогражданской ответственности со СК.

В том случае, если авто водителя, которого признали виновным в ДТП, принадлежит не ему, то обязанность по компенсации ущерба ложиться на плечи владельца авто.

Что, если виновник аварии без полиса ОСАГО?

Согласно статье 1064 ГК РФ части 1 причиненный вред подлежит возмещению полностью, и возместить его обязано лицо его причинившее. Сделать это можно как в судебном порядке, так и просто составив договор о возмещении ущерба и конечно его нужно заверить нотариально.

Если у обеих сторон, ставших участниками аварии, нет действующего полиса ОСАГО, то следует поступить следующим образом:

  1. На место аварии обязательно вызвать сотрудников автоинспекции.
  2. Провести экспертизу авто после ДТП у независимого эксперта.
  3. В том случае, если виновное лицо согласно с результатами проведенного исследования независимого эксперта, то потерпевший может приступить к определению суммы компенсационной выплаты.
  4. В том случае, если вас устроит сумма компенсации, то можете договориться с виновным в досудебном порядке, но если одного из вас сумма возмещения не устраивает, то в таком случае у вас одна дорога — в суд.

Смотрите видео о действиях потерпевшей стороны, если у виновника ДТП нет ОСАГО:

Как получить страховое возмещение от виновного?

Более сложная ситуация когда у виновника аварии данной страховки нет, тогда участники ДТП могут решить вопрос:

  • либо в досудебном порядке;
  • либо придется обращаться в суд для получения выплат за причиненный ущерб.

Добровольная выплата пострадавшей стороне

Если был причинен не очень значительный ущерб, то лучше для обеих сторон будет договориться в досудебном порядке, так как, если вы обратитесь в суд, то виновнику придется погашать еще и судебные издержки.

Все нюансы и конфликтные ситуации между участниками ДТП обсуждаются посредством устных переговоров. Данный способ решения проблемы считается наиболее быстрым и эффективным. Однако при этом требуется взаимодействие участников аварии, что согласитесь возможно не всегда.

Считается, что порядком досудебного урегулирования вопроса компенсации является подача претензии потерпевшим в адрес виновного.

Если вы считаете, что дело можно решить без судебного разбирательство, то порядок действий следующий:

  1. Претензия, направленная виновному, должна быть понятной и ясной. В ней должно содержаться:
    • описание произошедшей аварии;
    • аргументированный вывод о необходимости компенсации (вы должны привести аргументы почему требуете именно от данного лица возмещение причиненного ущерба).
  2. Указать все повреждения причиненные вашему имуществу (как скрытые, так и явные).
  3. Следует приложить документ, подтверждающий причиненные вашему имуществу повреждения.
  4. Также необходимо указать точную сумму, которую вы намерены истребовать с виновного.

В претензии не допускаются требования в грубой или оскорбляющей форме.

В том случае, если получатель претензии игнорирует данное обращение или же не согласен с предъявляемыми требованиями, то потерпевшая сторона имеет полное право обратиться с исковыми требованиями в суд.

Возмещение через суд

Потерпевшему следует обратиться с исковыми требованиями в суд в ряде случаев:

  1. Виновный считает себя не виноватым в случившемся.
  2. Отказывается выплачивать компенсацию причиненного ущерба.
  3. Был причинен достаточно значительный ущерб.

Потерпевший имеет право обратиться в суд в течение 3 лет с момента аварии. В том случае, если потерпевший пропустит данный срок, то суд имеет право оставить его требования без удовлетворения.

Исковое заявление в судебную инстанцию вы можете составить самостоятельно или прибегнуть к помощи грамотного юриста. Если вы намерены составить данный документ самостоятельно, то следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Ответчиком по делу может выступать как водитель, управлявший автомобилем в момент аварии, так и собственник данного ТС.
  • Если виновное лицо скончалось, то ответчиком по вашему делу может быть его наследник.

При подаче искового заявления необходимо соблюсти правило о подсудности:

  1. Исковое заявление вы должны подавать в суд по месту регистрации ответчика (в том случае, если их несколько, то по месту регистрации любого из них).
  2. Если сумма компенсации менее 50 тыс.руб., то иск следует подавать мировому судье. В ином случае иск подается в суд общей юрисдикции.
  3. Если по вашему делу несколько ответчиков, то вы вправе составить одно исковое заявление на всех.

О чем просить в исковом требовании?

Потерпевший имеет право включить в исковое требование все понесенные им затраты, связанные с аварией. Однако объем исковых требований должен быть подвергнут тщательному анализу и расчету.

В интернете есть образцы исковых требований. Наличие образца искового заявления позволит вам избежать многих ошибок при составлении данного документа.

Какие документы приложить пострадавшему?

К своему исковому требованию следует приложить все документы, которые нужно подавать в суд для решения дела по ДТП:

  • Исковое требование, то есть заполненный по образцу бланк.
  • Акт о произошедшем страховом случае (при наличии).
  • Выданная сотрудниками автоинспекции справка о ДТП.
  • Документ о правонарушении, выданный сотрудниками ГИБДД, например, протокол.
  • Если дело рассматривается по уголовному праву, то есть авария была с тяжелыми или летальными последствиями, то требуется приложить к иску справку из правоохранительных органов.
  • Отчет о результатах оценочной экспертизы от независимого эксперта.
  • Если имеется, то следует также приложить отказ СК в возмещении причиненного вам ущерба.
  • Все имеющиеся у вас чеки, договора, квитанции подтверждающие расходы с произошедшей аварией.
  • Квитанцию, которая подтверждает факт оплаты государственной пошлины за подачу исковых требований в суд.

Кроме самого искового заявления и квитанции, подтверждающей факт произведенной вами оплаты, остальные документы подаются в суд в откопированном виде.

Сроки рассмотрения дела

Общий срок, в течении которого рассматриваются гражданские дела в суде, составляет 2 месяца. Суд должен после принятия исковых требований к рассмотрению назначить дату заседания по данному делу. После рассмотрения и установки даты заседания суда, ответчикам будут направлены повестки. В том случае, если ответчики не реагируют на повестки и не являются в суд может быть принять заочное решение, то есть без них.

В судебном заседании ответчик имеет право оспорить результаты независимой экспертизы. В этом случае суд может назначить повторную экспертизу. Если вы не согласны с решением, принятым судом, то имеете право в течение 1 месяца его оспорить.

На нашем портале мы также подготовили ряд статей для автолюбителей. Возможно, вам будет интересно узнать:

  • Как оформить расписку о возмещении ущерба при ДТП?
  • Как забрать машину со штрафстоянки без страховки?

Таким образом получается, что если у потерпевшего отсутствует ОСАГО при ДТП, то он может достаточно легко получить компенсацию понесенного ущерба от СК виновного. А в том случае, если страховки нет у виновника аварии, то соответственно оплачивать ущерб причиненный потерпевшему ему придется, либо в добровольном порядке, либо по решению суда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Штрафы ГИБДД

Начинающие водители или те, кто водит давно, могут уже не помнить, о чем сигнализирует мигающий сигнал светофора. Они попросту устремляются за потоком и не думают о последствиях. Подобное поведение угрожает безопасности дорожного движения. Когда встречаются те, кто заканчивает маневр на мигающий сигнал и те, кто на него стартует – может произойти серьезное ДТП, из-за которого пострадают и другие участники дорожного движения. Давайте разберемся, в каких случаях можно проехать на мигающий сигнал светофора, и предусмотрены ли за это штрафы.

Что обозначают сигналы светофора

Значения основных сигналов светофора, в том числе мигающих – прописаны в разделе 6.2 Правил дорожного движения РФ:

  • зеленый сигнал – можно начать движение;
  • желтый сигнал – скоро сигнал светофора сменится (движение разрешено только в одном случае, когда остановка требует резкого торможения и может привести к созданию аварийной ситуации перед светофором, на перекрестке или у ж/д переезда (п. 6.14 ПДД);
  • красный сигнал – необходимо остановиться.

Мигающий сигнал светофора: продолжать движение или остановиться?

В том же пункте 6.2 ПДД присутствует информация о том, как следует поступать водителям при включении мигающих сигналов:

  • Мигающий зеленый – можно продолжать движение, информирует о скором включении желтого запрещающего сигнала. Для удобства водителей светофор может быть снабжен цифровым табло, где указывается количество секунд до переключения сигнала;
  • Мигающий красный – движение строго запрещено. В данном случае не действуют никакие исключения.

Таким образом, водитель имеет право спокойно ехать на мигающий зеленый, при острой необходимости – завершить маневр на желтый, предварительно убедившись в его безопасности, и обязан остановиться перед светофором на мигающий красный сигнал.

Можно ли ехать на желтый свет

Желтый сигнал светофора порождает наибольшее число аварий. Как показывает практика, ряд водителей, видя желтый или мигающий желтый, решают все же преодолеть светофор. Если за ним следует переход, возникает риск попадания под колеса движущегося ТС пешехода. Ситуация не лучше, когда впереди перекресток. На нем можно столкнуться с другим водителем, который решил, что желтый сигнал – почти зеленый, а, значит, можно ехать. Как правило, “успевающие” автомобилисты имеют приличную скорость, то же самое можно сказать и о любителях преждевременных стартов. В результате подобного ДТП может произойти даже переворот ТС или, что хуже, машины от сильного удара отлетят в мирно идущих пешеходов.

Согласно ПДД, если действия водителя оправданы и резкое торможение перед светофором может стать причиной ДТП, штрафа за проезд на желтый опасаться не стоит. Но, проезжая на желтый, вы подвергаете свою жизнь опасности. А если вас остановит неравнодушный инспектор ГИБДД, придется долго и нудно отстаивать свою правоту. Дело может дойти до суда, при этом будут привлечены записи с камер видеонаблюдения и видеорегистраторов проезжавших мимо ТС, которые могут свидетельствовать не в вашу пользу.

Привлечение к ответственности

По закону, проезд на запрещающий сигнал светофора – а желтый является таковым, за исключение описанного ранее случая – ведет к наложению штрафа в размере 1000 руб. (ч. 1 ст. 12.12 КоАП). Большинство проездов на желтый не приводит к остановке сотрудниками ГИБДД, что и создает у водителей иллюзию безнаказанности. Однако инспектор имеет полное право выписать штраф за данный маневр, если посчитает, что водитель мог спокойно остановиться. Также штрафные санкции будут наложены на автовладельца при аварии, если окажется, что он ехал на желтый.

Повторное нарушение (то есть, совершенное в течение года с момента оплаты штрафа) приведет к более суровому наказанию, согласно ч. 3 ст. 12.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушитель обязан будет заплатить штраф в размере 5000 руб., либо не сможет законно управлять автомобилем в течение 4-6 месяцев.

Описанная система мер применяется и в отношении водителей, решивших проехать на красный сигнал светофора. А вот для тех, кто пересекает перекресток или пешеходный переход на мигающий зеленый, ответственности не предусмотрено.

Проезжая перекресток, водитель должен руководствоваться пунктом 13 Правил дорожного движения. По ч. 2, вне зависимости от цвета сигнала, запрещается выезжать на перекресток, если впереди образовался затор. В соответствии с ч. 7, если автовладелец выехал на перекресток по зеленому сигналу, то он обязан завершить маневр, какой бы сигнал не горел при выезде с перекрестка.

Водитель обязан самостоятельно оценивать обстановку на дороге и действовать наиболее рациональным способом. Тем более, что у светофоров зачастую установлены цифровые табло, помогающие ориентироваться в том, стоит ли продолжать движение. Так, если перекресток относительно неширокий, можно проехать на мигающий зеленый. Если же вы только подъезжаете к нему и с текущей скоростью явно не успеваете проехать – не следует давить на газ, лучше остановиться и подождать следующего светофора.

Подытожим информацию. По правилам дорожного движения автомобилистам разрешается ехать на зеленый и мерцающий зеленый сигналы светофора (если за ним нет затора). Завершение маневра на желтый свет допустимо, если иное приведет к созданию аварийной ситуации. Проезд на красный свет категорически запрещен и ведет к штрафу и лишению прав – равно как и необоснованный проезд на желтый. Но какой бы сигнал светофора не горел, за рулем нужно не терять бдительность. Большой процент людей среди водителей и пешеходов пренебрегает правилами. Поэтому, выезжая на перекресток или подъезжая к пешеходному переходу, стоит как следует смотреть по сторонам. Даже если ДТП произойдет не по вашей вине, имуществу, физическому здоровью и психическому состоянию может быть нанесен значительный ущерб. Внимательность же и неспешность окажут неоценимую помощь на дороге.

Можно ли проезжать на мигающий зеленый сигнал светофора

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Статья 6.14. Правил дорожного движения разрешала проехать перекресток в последний момент перед запрещающим сигналом. Чтобы из-за таких ситуаций не страдали другие участники движения, в последние годы светофоры модернизировали, и теперь они могут мигать в качестве предупреждения.

Значение цветов светофора

Каждый цвет несёт свой смысл:

  • Зелёный – позволяет ехать. Мигающий зелёный – позволяет ехать, но предупреждает, что скоро загорится запрещающий сигнал. Для наглядности и удобства водителей зачастую светофоры оборудованы цифровым табло.
  • Красный сигнал (постоянный и мигающий) запрещает движение. Получается, что на мигающий зелёный ещё можно ехать, а вот на красный – нельзя. Всё предельно просто. Дальше стоит осветить тему проезда на жёлтый свет.
  • Правила дорожного движения не разрешают двигаться на жёлтый сигнал железного регулировщика. Иначе говоря, это запрещено. Аналогично жёлтый в тандеме с красным так же запрещает движение, предупреждая, что скоро загорится зелёный. Вот только исключения всё же есть и прописаны они в этих же правилах.

Водитель может закончить движение, даже если загорелся жёлтый или регулировщик поднял руку вверх в том случае, когда не может остановиться. Речь идёт о такой ситуации, когда водитель уже находится в черте перекрёстка и в этот момент происходит смена цветового сигнала. Тогда ему позволяется продолжить движение на только что загоревшийся зелёный свет. Пешеходы в случае появления на светофоре жёлтого света должны как можно скорее пересечь проезжую часть.

Если же это сделать не представляется возможным по тем или иным причинам, то надо встать на разделяющей линии, которая разграничивает потоки транспорта, движущегося в разных направлениях. Мигающий жёлтый разрешает движение, если он выполняет роль информатора и говорит о нерегулируемом перекрестке или же о пешеходном переходе, расположенном неподалеку. В общем предупреждает об опасности.

Совершать ли проезд на мигающий

Естественно водителей прельщает возможность проехать на мигающий сигнал светофора, чтобы лишний раз не стоять на перекрестке. Многие так и делают, ссылаясь на «невозможность остановки». Однако на этот случай есть множество аргументов, говорящих не в пользу водителя. Так, например, зелёный сигнал мигает несколько секунд прежде чем загорится жёлтый. К тому же многие светофоры оснащены счётчиком этих самых секунд, поэтому водитель, если и проезжает на жёлтый, то делает это намеренно. Ведь у него были все инструменты, чтобы оценить обстановку и остановиться.

Так же мигающий сигнал помогает бороться с нарушителями, пересекающими стоп-линию. Штраф за это составляет 800 рублей согласно части 2 статьи 12.12 Кодекса правонарушений. Если водитель решил выехать на вафельную разметку и остаться там до красного сигнала светофора, то он может получить штраф в 1000 рублей. Ведь благодаря отсчёту светофора можно рассчитать время пересечения перекрёстка, а значит нарушение происходит не случайно.

Потерпевший в ДТП не застрахован по ОСАГО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *