Замена лишения свободы на принудительные работы

Прокуратура Камчатского края

  • 16.08.201823.08.2018
  • Конституционные права граждан в уголовном судопроизводстве, Актуальные вопросы, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 15975

В условиях гуманизации уголовного законодательства, расширения возможности назначения судом наказаний, не связанных с лишением свободы, вполне закономерным стало обращение к вопросам, касающимся проблем и перспектив применения нового вида уголовного наказания в российском уголовном праве – принудительных работ и, в частности, правового регулирования осуществления надзора за осужденными к принудительным работам.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ введен новый вид наказания – принудительные работы, которые являются альтернативой лишению свободы. Применение этого вида наказания согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 431-ФЗ было отложено до 1 января 2017 года. С указанной даты принудительные работы могут назначаться осужденным.

В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы назначаются за совершение лицом впервые преступлений небольшой, средней тяжести, а также за совершение тяжкого преступления впервые. При этом условие о совершении преступления впервые относится только к тяжким преступлениям. Если лицо имеет судимость за совершение преступления любой категории, то данное обстоятельство препятствует назначению ему принудительных работ.

Принудительные работы могут назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ.

Если суд, назначив лицу наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет, придет к выводу о возможности его исправления без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, но при этом посчитает невозможным условное осуждение, то в этом случае суд заменяет назначенное наказание в виде лишения свободы принудительными работами (например, в случае назначения лишения свободы по ч. 2 ст. 112 УК РФ на срок пять лет суд может заменить назначенное наказание принудительными работами на тот же срок).

В случае, если срок назначенного лицу наказания превышает пять лет лишения свободы, то замена данного наказания принудительными работами не допускается.

В настоящее время исправительные центры и участки исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры, действуют в Забайкальском, Приморском, Ставропольском краях, Республиках Башкортостан и Карелия, Архангельской, Новосибирской, Самарской, Смоленской, Тамбовской и Тюменской областях.

Такой центр строится на территории города Петропавловска-Камчатского.

Содержание наказания в виде принудительных работ заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Согласно ч. 7.1 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наказание в виде принудительных работ исполняется исправительными центрами, расположенными, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором осужденные проживали или были осуждены. В случае невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных центрах они направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Исходя из наличия рабочих мест, администрация исправительных центров привлекает осужденных к труду в организациях любой организационно-правовой формы с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и специальности осужденных. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20%. Если в приговоре размер удержаний из заработной платы осужденного при назначении ему принудительных работ не определен, данное наказание считается не назначенным.

Надзор за осужденными, трудоустроенными на работах, на территории исправительного центра, а также вне пределов исправительного центра, за осужденными, проживающими за пределами исправительного центра либо находящимися в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения на стационарном лечении, осуществляется путем проверки по месту их пребывания не реже одного раза в день.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Согласно положениям ч. 1 ст. 60.17 УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный:

а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;

б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок;

в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;

г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Согласно положению п. 5 ст. 60.15 УИК РФ принудительные работы могут быть заменены лишением свободы и в отношении лица, признанного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ.

Принудительные работы не назначаются: несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами 1-й или 2-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим.

Старший помощник прокурора Камчатского края по надзору за соблюдением
законов при исполнении уголовных наказаний

старший советник юстиции А.В. Уваров

Есть ли разница между местами лишения свободы и чем отличается зона от тюрьмы?

Понятие мест лишения свободы

Тюрьмой называется исправительное учреждение, которому присущ жёсткий режим отбывания наказания (в чем различия между тюрьмами строгого и общего режима?).

Заключённые там максимально ограничены в правах и свободах, а проявить личную индивидуальность почти невозможно.

В большинстве случаев тюрьма представляет собой обособленное сооружение, где действует пропускной режим, за порядком следит вооружённая охрана, действует несколько линий безопасности. О видах тюрем читайте .

Арестанты постоянно находятся в камерах, выходить из которых можно в строго отведённых случаях. Например, на ежедневную прогулку.

Зона – по большому счёту термин разговорный, не употребляющийся в официальных документах, который обозначает места лишения свободы, представляющие собой небольшие закрытые города. Уровень безопасности и пропускной режим сходны с тюрьмой, но личной свободы здесь гораздо больше.

Если позволяет режим, то можно посещать библиотеку, столовую и даже клуб. Согласно истории, появлению «зоны» как понятия способствовали репрессии и возросшее число лагерей в тридцатые годы двадцатого столетия.

Сравнивать эти два понятия не совсем правильно. Если первое является официальным названием мест отбывания наказания за совершённые преступления и закреплено в Уголовном кодексе, то второе существует только в разговорах людей.

Под «зоной» может пониматься весь преступный путь: от следственного изолятора до одиночной камеры.

Чем отличается зона от тюрьмы?

Между тюрьмой и зоной имеются существенные различия, находящие своё отражение во многих аспектах жизни заключённого. Приведем основные из них.
Тюрьма и зона, отличия:

  1. Ограничения в правах. Тюрьма – это четыре стены, где волей-неволей видишь своих сокамерников, даже если кто-то из них тебе крайне неприятен. На зоне с этим проще: хочешь – общаешься с человеком, не хочешь – даже взглядами не пересекаешься.
  2. Иерархия. В тюремных условиях социальная дифференциация имеет место только в камере. Во всех есть свой «авторитет» или «петух». На зоне встретить нормального человека проще, но свои «авторитеты» существуют и здесь.
  3. Условия содержания. Тюрьма, в отличие от зоны, исправляет преступника посредством длительного нахождения в камере. Продолжительность прогулки составляет 1 час. Зона предполагает больше возможностей: разрешено заниматься на спортивной площадке, перемещаться в дозволенных рамках. Можно даже получить техническое образование.
  4. Отбывание наказания. Тюремные арестанты выполняют хозяйственные работы: убирают помещения, готовят и разносят пищу по камерам, моют посуду, благоустраивают территорию, занимаются шитьём, порой используются для ремонта помещений. В зоне этот спектр расширяется: у каждого заключённого есть своя работа, которую нужно выполнять.

Далее смотрим видео по теме:

На страницах нашего сайта для вас мы подготовили такие статьи:

  • Все о дисбате. За что туда попадают и сколько таких мест насчитывается в России?
  • Жизнь в колонии общего режима.
  • Особенности пребывания в колонии строгого режима.
  • Что такое гауптвахта в армии, чем она отличается от дисбата и как выглядит камера?
  • Чем исправительная колония отличается от тюрьмы?

Так что лучше тюрьма или зона? Подводя итог, можно сказать, что в тюрьме сидеть гораздо сложнее. На это влияют сильные правовые ограничения, жёсткое расслоение на касты, условия, в которых заключённые отбывают наказание и возможность большую часть суток передвигаться только внутри небольшой камеры.

Автоправозащита.RU

Государство активно заботится о людях с ограниченной возможностью. И для этого оно предоставляет ряд льгот при покупке товаров и услуг в аптеках, магазинах, а также при обслуживании в государственных учреждениях. Но многие инвалиды ездит на собственном транспорте, а их места, которые полагаются им по закону, занимают вполне здоровые люди. Так какой же штраф предназначен за такое правонарушение?

Основная информация

Все парковочные места для людей с ограниченными возможностями обозначаются знаками «Инвалид» и «Парковка». На этой территории наносится определенная разметка для определения зоны действия данных знаков. По сравнению с остальными местами, данная территория имеет достаточно большую площадь. Это сделано для того, чтобы колясочникам было удобно маневрировать в дальнейшем.

Стоянка на таких местах разрешается только для людей с 1 и 2 группой инвалидности, а также для людей, которые помогают и доставляют инвалидов до необходимого места. На 3 группу инвалидности такое правило не распространяется. Но каждый человек должен обозначить свое транспортное средство, иначе он может получить санкцию за стоянку в неположенном месте.

Определения

Инвалид – гражданин, который в силу умственных или физических отклонений имеет ограничения жизнедеятельности. По действующему законодательству различаются несколько видов инвалидности. Все зависит от тяжести таких отклонений – 1, 2 или 3 группа.

Признание человека с ограниченными возможностями осуществляют определенные медицинские учреждения социального типа.

Законодательство

Регламентируется вопрос касаемо признание человека инвалидом – Постановлением Правительства России № 95 от 20 февраля 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Также влияние оказывает пункт 2.1 Правил Дорожного Движения и статья 12.19 КоАП.

Места парковки для инвалидов

Если человек является инвалидом 1 или 2 группы, то он может остановиться на любой территории, где стоянка предназначена для людей с ограниченной возможностью. По действующему законодательству, даже на платной стоянке должно отводиться не менее 10% на парковку для инвалидов. Эта территория будет считаться бесплатной.

Аналогичные условия подразумеваются и для людей, кто осуществляет перевозку таких граждан. Особое внимание уделяется таким местам около медицинских, торговых центов, а также около спортивных площадок. Вся территория обозначается специальной разметкой и дополнительными табличками, информирующими гражданина о наличии.

Правила использования

Возможно использовать бесплатные места при наличии определенных обстоятельств:

  1. при наличии официального разрешения;
  2. если имеется наклеенный значок инвалида, то это знак, который носит только информационный характер, но никак не является доказательством;
  3. возможна парковка только при предоставлении документации, подтверждающей данное право и инвалидность.

Только при таком доказательстве возможно использовать места для инвалидов круглосуточно. Но стоит парковать транспортное средство только в местах, где имеются оповещающие знаки. Иначе, придется оплатить стоянку.

Все водители, кто перевозит ребенка–инвалида, вправе парковать транспортное средство, если имеется документ, подтверждающий это право.

Оформить разрешение

Бесплатной стоянкой вправе воспользоваться все водители, кто получил соответствующее разрешение. Для оформления документа потребуется предоставить конкретный пакет документов в центр по предоставлению гос. услуг.

Разрешить парковать ТС могут только на определенные автомобили:

  1. при собственнике–инвалиде;
  2. собственнике – опекун инвалида;
  3. предоставленном ТС соц.организацией;
  4. личный транспорт перевозчика без дополнительной финансовой компенсации.

Документы

В пакет документов входит:

  1. заявление, установленного образца;
  2. паспорт и свидетельство о рождении (если инвалидом является ребенок);
  3. документ, который подтверждает ОПС инвалида.

Если интересы представляет иное лицо, то дополнительно потребуется предоставить:

  1. паспортные данные представителя;
  2. письменное заявление на передачу полномочий.

После этого в реестр вносятся все необходимые сведения:

  1. паспортные и контактные данные инвалида, его представителя;
  2. марка и номер ТС;
  3. срок и номер разрешительного документа;
  4. временный период при недееспособности.

Наказание за парковку

В связи с большим количеством нарушений, наказание за парковку на месте инвалидов могут ужесточить. И оспорить постановление представителей ГИБДД очень сложно.

Обустройство спец.территорией для граждан–инвалидов должно проводится с рядом особенностей и в близи общественных мест. Как правило, выделяют 20% от общей площади.

Возле ТЦ всегда предназначено каждое 10 место. Если сотрудники заметили нарушение, то они вправе как самостоятельно попросить перепарковаться, так и вызвать сотрудников уполномоченного органа. Также парковка вправе располагаться около многоквартирного дома. при этом стоянка не должна препятствовать движению транспортных средств.

За что бывают

Штраф может накладываться на все нарушения, которые связаны с использованием льготных стоянок.

А именно:

  1. при отсутствии квоты не менее 10% на места для инвалидов. Должностные лица должны будут оплатить 5000 рублей. Если это юридические лица, то 15000 рублей;
  2. при необоснованной парковке для инвалида – 5000 рублей для водителя и эвакуация транспортного средства;
  3. некорректное применение знака инвалида – 5000 рублей.

Сумма

Сумма зависит от статуса человека, совершившего правонарушение.

В частности:

  1. при отсутствии парковочных мест для юридических – 15000 рублей;
  2. для физических лиц, кто нарушил действующие правила дорожного движения – 5000 рублей.

Просрочка

Если правонарушение было замечено при помощи видеорегистратора, то оповещение о штрафе может прийти с небольшой задержкой. Мало того, все нарушения имеют срок давности, после чего сумма увеличивается за счет дополнительных санкций.

Для минимизации расходов стоит осуществлять привязку пластиковой карты к базе ГИБДД. Это позволит несколько сэкономить и знать обо всех штрафах. Если это неправомерное наложение штрафа, то гражданин всегда может оспорить данное действие в суде.

Оплата

Оплата за такое правонарушение вносится в период 70 дней после вынесения постановления. В 20–ти дневный период данный штраф можно оплатить с 50%-ой скидкой.

Оплата санкций возможна любым доступным для человека способом – дистанционно через портал Госуслуг или через специальные ресурсы банковского обслуживания.

Количество парковочных мест

Многие граждане недоумевают – почему так много мест для инвалидов. Здесь все просто. Данный вопрос регламентируется Федеральным законом № 181 «О соц. защите инвалидов в России».

На любой стоянке должно быть выделено не менее 10% от всех парковочных мест, но не менее одного при небольшой территории. При этом граждане с ограниченными возможностями могут использовать места для парковки совершено бесплатно.

Обозначение стояночных мест

Парковочные места имеют все те же обозначения, что и при стандартной парковке. То есть это знак 6.4 ПДД. Дополнительно для инвалидов имеется знак 8.17. Но распространяются данные знаки только на те транспортные средства, на которых установлен знак «Инвалид».

Но не стоит думать, что установив данный знак, любой гражданин может воспользоваться определенными местами. Как правило, у таких граждан проверяют документы, и при отсутствии таковых, могут эвакуировать транспортное средство.

Мало того, за незаконную установку знака можно получить санкцию на основании части 2 статьи 12.4 КоАП.

Можно ли заплатить штраф за парковку для инвалидов со скидкой

Действующее законодательство позволяет заплатить штраф за парковку для инвалидов с 50%-ой скидкой.

Для этого нужно совершить платеж в первые 20 дней после вынесения постановления о правонарушении. Это действует на территории всей страны, в том числе в Москве, СПБ. Казахстан также не обошел данное право и позволяет оплатить размер штрафа за парковку для инвалидов со скидкой.

Кто выносит наказание

Выносит наказание инспектор ГИБДД, если на транспортном средстве не имеется опознавательного знака (без инвалида).

Если на автомобиле имеется знак, но подтвердить человек не может свой статус документально, то также выносится постановление о правонарушении. При обжаловании вынести решение может судебная инстанция. Как правило, дело передается мировому судье.

Последовательность

Последовательность следующая:

  1. парковка не в положенном месте;
  2. штраф;
  3. проверка документов;
  4. изъятие транспортного средства;
  5. обжалование при необходимости;
  6. возврат уплаченной суммы или оплата транспортировки ТС.

Вид санкций в Москве

В Москве парковка под знаком карается чаще.

Но так как в столице имеются платные парковки, то собственник должен выделять бесплатные места для инвалидов. Мало того, таким преимуществом может воспользоваться лицо, которое перевозит инвалида.

Обжаловать

Обжаловать постановление можно в течение 10 дней после выписки. Для этого нужно обращаться в ГИБДД, а затем в судебную инстанцию.

Для этого нужно предоставить жалобу, копию постановления и заявление о восстановлении срока, если он пропущен. Также требуется предоставить запись с видеорегистратора и подтверждающие документы.

Для чего нужна

Нужна парковка для соблюдения норм ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Также необходимо для минимизации трудностей людей с ограниченной возможностью для перемещения по государственным инстанциям.

Около супермаркета

А сколько мест должно быть у супермаркета? Положено каждое 10 место отводить под стоянку инвалидов.

Если супермаркет небольшой, то не менее одного места для людей с ограниченными возможностями.

Каждый человек, кто передвигается на ТС должен знать о наказании при парковке в неположенном месте. А инвалид должен всегда возить с собой подтверждающие документы для минимизации финансовых расходов и нервов.

Дорожно-транспортное происшествие: понятие, участники, виды

Дорожно-транспортное происшествие — авария с участием одного или нескольких автомототранспортных средств. Подобный ответ даст большинство людей независимо от того, являются ли они автовладельцами или обходятся общественным транспортом, и будут правы лишь отчасти. ДТП — юридическое понятие, имеющее конкретное содержание и ряд признаков.

Понятие дорожно-транспортного происшествия

Содержание термина «дорожно-транспортное происшествие» раскрыто на законодательном уровне и не может рассматриваться в ином значении.

ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Аналогичное определение приведено в п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090. В приведённом значении понятие применяется в других нормативных актах, договорах (КАСКО, ОСАГО, аренды/лизинга транспортных средств и др.) и при разрешении судебных споров.

Признаки ДТП

Для квалификации происшествия в качестве дорожно-транспортного необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  1. Происшествие должно отвечать признакам события. Строго в юридическом смысле событием называют реально произошедшее явление, не зависящее от воли человека. Но если так называемые абсолютные события происходят и развиваются полностью изолированно от поведения и намерений участника отношений (природные явления, течение времени и т. д.), то относительные события, к которым относится ДТП, возникают вследствие действий или бездействия человека и развёртываются в дальнейшем без его участия. Проезд на запрещающий сигнал светофора (действие) или неприменение экстренного торможения (бездействие) происходят по воле и при участии водителя, а последствия (механические повреждения ТС и других объектов, ранение или гибель людей) наступают в результате законов физики и изменений в организме пострадавшего. Провал асфальта под автомобилем — одна из немногих ситуаций, когда ДТП происходит полностью без воли и участия водителя
  2. ДТП происходит в процессе движения транспортного средства. Хотя бы одно ТС должно перемещаться. Повреждение стоящего автомобиля отлетевшим от проезжающего мимо транспорта предметом будет являться ДТП, даже если в повреждённом транспорте никого не было, а падение сосульки или ветки на оставленный во дворе автомобиль рассматривается как причинение ущерба жилищно-коммунальными службами, собственниками зданий и пр.
  3. Происшествие случается в процессе дорожного движения. ПДД определяют дорожное движение как взаимоотношения, существующие в процессе перемещения людей и грузов по дорогам. Дорогой, в свою очередь, является поверхность, специально предназначенная для передвижения транспорта, к которым также относят обочины, трамвайные пути, разделительные полосы и тротуары (п. 1.2 ПДД). Прилегающая территория (дворы, несквозные дворовые дороги, автостоянки, площадки на АЗС, жилые зоны и другие аналогичные поверхности, не предназначенные изначально для сквозного проезда) не является дорогами, но движение по таким участкам должно осуществляться с соблюдением ПДД. Соответственно, произошедшие на них события рассматриваются в качестве ДТП. Столкновение двух автомобилей в чистом поле или на льду реки ДТП не являются. Виновник в причинении ущерба будет устанавливаться исходя из фактических обстоятельств на основании гражданско-правовых норм. Происшествия с автомобилями вне дорог не могут считаться ДТП
  4. В событии задействовано как минимум одно транспортное средство — техустройство, конструктивно разработанные как устройство для перемещения людей и/или грузов именно по дорогам. ТС может быть оборудовано двигателем (механическое ТС) или приводиться в движение другими способами (мускульной силой, животными). Помимо собственно автомобиля (трактора, иной самодвижущейся машины), ПДД относят к транспортным средствам велосипеды, мопеды, мотоциклы и прицепы к транспортным средствам (п.1.2 ПДД). Мотоблок со специальным прицепным оборудованием не является транспортным средством, так как по изначальному конструкторскому замыслу не предназначен для движения по дорогам, хотя технически способен перевозить людей и грузы. Лошадь, слон, осёл и прочие животные не являются транспортными средствами в понимании ПДД в связи с тем, что не могут рассматриваться в качестве технического устройства, но телега, карета и другие подобные объекты, которые иногда встречаются на дорогах, признакам ТС соответствуют полностью. Происшествия с подобными экзотическими средствами будут рассматриваться в качестве ДТП. Авария мотоблока не является ДТП
  5. Происшествие всегда должно иметь материальные и/или физические последствия в виде ранения или гибели людей, повреждения транспортных средств, сооружений, груза, любого иного материального вреда. Повреждение декоративной ограды, например, будет являться ДТП, даже если на автомобиле не осталось ни царапины. Если автомобиль сбил с ног пешехода, но он при этом не пострадал, то событие нельзя отнести к ДТП, что не исключает нарушение водителем ПДД. В то же время если пешеход в результате наезда разбил телефон или порвал брюки, то событие отвечает признакам ДТП, т. к. материальные последствия присутствуют. Для отнесения события к ДТП недостаточно любого повреждения организма. Правилами учёта ДТП, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647, и принятым в соответствии с ними ОДМ 218.6.015–2015, утверждённым Распоряжением Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р, применительно к ДТП считаются:
    • раненным — человек, получивший телесные повреждения, в результате которых он на срок не менее 1 суток помещался в больницу либо нуждался в амбулаторном лечении (п. 2 Правил, п. 3.1.10 ОДМ);
    • погибшим — человек, умерший непосредственно на месте ДТП или не поздне 30 дней от последствий полученных повреждений (п. 2 Правил, п.3.1.9 ОДМ).

Значение квалификации события в качестве ДТП

Правильная квалификация происшествия в качестве дорожно-транспортного имеет значение при разрешении вопросов об ответственности водителя и возмещении вреда. На практике ситуаций, при которых правильное отнесение события к ДТП является определяющим для разрешения спора, не так уж много, но они вполне реальны. Разрешить их без понимания сути дорожного происшествия невозможно. Для наглядности разберём несколько примеров.

Первый пример касается оставления водителем места ДТП. При перемещении задним ходом на минимальной скорости водитель осуществил наезд на пешехода, в результате которого человек упал. При первоначальном осмотре телесных повреждений не обнаружено, самочувствие оставалось хорошим. Одежда и другое имущество не пострадали. Претензий к водителю пешеход не предъявлял, происшествие было окончено извинениями и примирением. Участники разошлись, обращения в ГИБДД не было по взаимному согласию. Через некоторое время пешеход начал предъявлять материальные требования к водителю в связи с появлением болевых ощущений или обнаружившегося материального ущерба, угрожая привлечением его к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП). Наказание за предполагаемое нарушение серьёзное — лишение прав до 1,5 лет или арест до 15 суток. Справедливое разрешение дела возможно только при правильной квалификации произошедшего события. Если событие не отвечает признакам ДТП в части наступления последствий, ответственность исключена. Сложность заключается в том, что физические последствия могут проявиться позднее.

Подобные ситуации могут быть инсценированы с целью дальнейшего вымогательства денег. Мошенники представляют свидетелей происшествия и даже видеозапись события. Столкнувшись с противоправными действиями, не следует рассчитывать только на свои силы. Без квалифицированной помощи выпутаться из таких ситуаций крайне сложно.

Второй случай, когда принципиальное значение имеет квалификация события в качестве ДТП, — возмещение ущерба. Страхователь заключил договор КАСКО по специальной программе, согласно которой страховым риском является только ДТП независимо от вины страхователя в причинении ущерба. При въезде на огороженный земельный участок с индивидуальным жилым домом (пригородным домом, дачей и т. п.) водитель неправильно выбрал боковой интервал и совершил боковое столкновение с воротными створками, автомобиль получил повреждения. Возмещение ущерба страховщиком возможно, если происшествие квалифицируется в качестве дорожно-транспортного. Въезд на участок обычно осуществляется с дороги или прилегающей территории, в связи с чем произошедшее при таком въезде событие, на мой взгляд, однозначно является ДТП и страховщик обязан произвести выплату.

Сложнее ситуация, когда событие с транспортным средством произошло внутри придомовой территории. Такие происшествия, как кажется, не должны рассматриваться в качестве ДТП. Придомовая территория не предназначена не только для сквозного проезда, но и для движения вообще, в связи с чем не может рассматриваться в качестве дороги или прилегающей к дороге территории.

Видео: что такое ДТП

Категории участников ДТП

Понятие участника ДТП в законодательстве не раскрывается, но очевидно следует из филологического смысла выражения. Участниками могут быть только физлица. Правила дорожного движения особо выделяют следующие категории (п. 1.2 ПДД):

  • водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо (к водителю приравнивается обучающий вождению);
  • велосипедист — лицо, управляющее велосипедом;
  • пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
  • пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства).

Столкновение с запряжённой телегой является ДТП с участием двух транспортных средств

Применительно к ДТП и в связи с ним используются и другие понятия:

  • владелец транспортного средства (автовладелец) — собственник или любое другое лицо, владеющее ТС на законных основаниях (аренда, хозяйственное ведение и т. д.);
  • виновный в ДТП (виновник ДТП) — лицо, по вине которого произошло ДТП;
  • виновный в причинении ущерба (виновник ущерба) — лицо, по вине которого в результате ДТП причинён вред жизни и здоровью или имущественный ущерб (обычно совпадает с виновником ДТП, но иногда виновным может быть признан, например, механик, выпустивший неисправный автомобиль в рейс, владелец домашних животных, допустивший их выход на дорогу и т. д.);
  • потерпевший — лицо, жизни и здоровью или имуществу которого причинён вред (потерпевшим часто называют лицо, которому причинён только имущественный вред, в отличие от пострадавшего);
  • пострадавший — лицо, жизни и здоровью которого причинён вред.

Основные причины ДТП

Абсолютное большинство ДТП происходит по субъективным причинам полностью или частично. В том или ином объёме почти всегда присутствует вина участника происшествия. Исключения могут составлять случаи, когда аварии происходят в результате каких-то объективных и полностью не зависящих от воли человека событий: проседание асфальта под проезжающей машиной, удар молнии в автомобиль и т. п. Выбежавшее на дорогу животное, ямы и выбоины, другие внешние факторы, которые человек мог предположить и избежать, не рассматриваются как единственные причины происшествий. В лучшем случае, помимо нарушений ПДД, допущенных водителем, устанавливается, например, нарушение дорожными службами норм и правил содержания дорог. Неисправность автомобиля также не является самодостаточной причиной ДТП, так как водитель перед выездом обязан проверить и обеспечить в пути исправность транспортного средства (п. 2.3.1 ПДД).

В ПДД есть несколько универсальных норм, позволяющих установить вину водителя практически в любом ДТП. Например, п. 10.1 ПДД — водитель должен выбирать скорость в таких пределах, чтобы обеспечить постоянный контроль за движением, п. 9.10 ПДД — водитель должен соблюдать интервал до впереди идущего транспорта и боковой интервал и др. Происшествия только по вине пешеходов происходят в редких случаях и возможны, пожалуй, только при неожиданном выходе на проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора.

По одному делу суд установил вину водителя в нарушении п. 10.1 ПДД, когда он, двигаясь по обледенелой дороге со скоростью 5–10 км/ч, не справился с управлением и допустил занос автомобиля с последующим столкновением. Вины дорожных служб в ненадлежащем содержании дороги при этом установлено не было. Суд посчитал, что в сложившейся ситуации водитель неправильно выбрал скорость движения. Доводы о том, что двигаться с меньшей скоростью автомобиль (ГАЗ 53) не мог по конструктивным особенностям, суд не счёл в качестве заслуживающего внимания — при возникновении опасной ситуации водитель должен применить все меры по снижению скорости вплоть до полной остановки ТС.

Практически любое ДТП происходит в результате нарушения водителем ПДД

Таким образом, принципиальной и основной причиной ДТП является нарушение водителем Правил дорожного движения. Более детальная классификация возможна исходя из конкретных норм ПДД. К основным причинам относят:

  1. Нарушение скоростного режима (п. 10.1 ПДД). Нередко водители путают неправильный выбор скорости с превышением предельно допустимого значения для данной местности (п. п. 10.2 – 10.4 ПДД) или определённого соответствующими дорожными знаками. В действительности правильный выбор скоростного режима не зависит от предельных показателей и определяется исходя из сложившейся обстановки. Само по себе превышение предельно допустимой скорости не может повлечь ДТП, авария происходит в связи с невозможностью остановиться при выбранном режиме движения. Водитель автомобиля, двигающегося со скоростью 100 км/ч по городу, может успеть затормозить или сманеврировать при достаточной видимости и свободной дороге, в то время как при скорости в 30 км/ч на обледеневшем асфальте при торможении автомобиль потеряет управление и столкнётся с другим автомобилем. Тормозной путь на мокром асфальте увеличивается до полутора раз, а на покрытой коркой льда дороге — в 4–5 раз по сравнению с сухим асфальтом.
  2. Выезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика. Обстоятельства и последствия такого нарушения очевидны.
  3. Неправильный выбор интервала до впередиидущего транспорта или бокового интервала. Резкое торможение двигающегося впереди автомобиля обычно не является причиной происшествия. Водитель, едущий сзади, должен выбирать безопасное расстояние, позволяющее ему в критической ситуации остановиться. Нередко водители пытаются уйти от столкновения с передней машиной путём маневрирования и совершают столкновение с ТС, двигавшимся по другой полосе в том же направлении, или выезжают на встречную полосу. ПДД не предусматривают возможность маневрирования при возникновении опасности. Действия водителя должны быть направлены только на снижение скорости вплоть до остановки.
  4. Выезд на встречную полосу (п. 9.1 ПДД). Причинами выезда могут быть обгон с нарушением правил, попытка уйти от столкновения с возникшим впереди препятствием, неправильный выбор расположения автомобиля на дороге без разметки, умышленные действия и пр.
  5. Нарушение правил поворота (п. 8.6 ПДД). Значительная часть водителей нарушает правила поворота на перекрёстках. При завершении манёвра ТС должно оказаться на своей полосе движения, а фактически совершается частичный проезд по встречной полосе, в результате чего происходит столкновение со встречным автомобилем.
  6. Другие нарушения ПДД.

Прочие обстоятельства, которые часто указывают в качестве причин дорожных происшествий, в действительности являются повышающими вероятность события факторами либо дополнительными причинами. К ним можно отнести:

  1. Физическое состояние водителя. Усталость, плохое самочувствие снижают внимательность и затормаживают реакцию. Для водителей автобусов, в т. ч. городских, дальнобойщиков и некоторых других категорий предусматривается особый режим работы, предполагающий обязательный отдых между рейсами и во время пути. Нарушение предусмотренных норм является одним из факторов, влияющих на аварийность. Прямой запрет на управление автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии наряду с опьянением содержится в п. 2.7 ПДД.
  2. Отвлекающие факторы. Громкая музыка, особенно прослушиваемая через наушники, посторонний шум и разговоры в салоне, уделение внимания пассажирам (например, маленьким детям) или находящиеся внутри машины животные отвлекают водителя от контроля за движением. Это не позволяет своевременно среагировать на изменение обстановки. Заниматься посторонними делами за рулём — надёжный способ попасть в ДТП
  3. Погодные условия. Они оказывают разностороннее и многофакторное влияние на дорожное движение. Дождь и снег снижают как видимость, так и сцепляющие свойства асфальта, туман способен ограничить просматриваемость дороги до десятка метров по сравнению с несколькими километрами в ясную погоду, яркое солнце ослепляет водителя и т. д. Неблагоприятные погодные условия вызывают дополнительное напряжение водителя, что влечёт быструю утомляемость.
  4. Состояние дорожного покрытия — любимая тема водителей. Справедливости ради следует отметить, за последние годы отремонтирована и восстановлена значительная протяжённость как трасс, так и городских дорог, но проблема настолько существенна, что говорить о всеобщем удовлетворительном качестве пока не приходиться. Водителю полезно запомнить некоторые предельно допустимые показатели дорожных изъянов (ГОСТ Р 50597–93), при отклонении от которых возможно привлечение к ответственности за ДТП дорожных и иных соответствующих служб:
    • ширина отдельной выбоины — 60 см;
    • длина отдельной выбоины — 15 см;
    • глубина отдельной выбоины — 5 см;
    • отклонение решётки дождеприёмника от уровня лотка — 3 см;
    • отклонение крышки люка от уровня покрытия — 2 см;
    • отклонение головки рельса от покрытия — 2 см.
  5. Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение. Нарушение п. 2.7 ПДД само по себе не может повлечь ДТП, но нетрезвое состояние оказывает катастрофическое влияние на реакцию и координацию человека, препятствует адекватной оценке дорожной ситуации. В силу общей правовой и общественной установки пьяный водитель с большой степенью вероятности будет «притянут» к ответственности за ДТП и причинённый ущерб, даже если фактически он не совершит иных нарушений ПДД и происшествие произойдёт в результате действий другого участника. Состояние опьянения катастрофически влияет на реакцию и адекватность водителя

К иным факторам, способствующим ДТП, можно отнести ненадлежащий надзор за домашними животными, действия диких животных, природные явления, ненадлежащее содержание прилегающих к дорогам объектов (например, при падении на дорогу деревьев, столбов, конструкций и т. п.) и другие обстоятельства, которые могут существенно повысить риск наступления ДТП. К способствующим факторам относят также недостаточно квалифицированную подготовку водителей в автошколах, недостатки конструкций автомобилей. Сторонники эзотерических учений в причине ДТП могут усмотреть карму, но это уже на любителя.

Виды дорожно-транспортных происшествий

В теории и практике существует несколько вариантов квалификации ДТП. По тяжести последствий подразделяют происшествия:

  • со смертельным исходом, с учётом приведённого ранее понятия погибшего в результате ДТП;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом.

По степени тяжести последствий различают ДТП, повлёкшие за собой:

  • материальный ущерб;
  • лёгкие телесные повреждения — кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (примечание 1 к ст. 12.24 КоАП РФ);
  • телесные повреждения средней степени вреда — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (примечание 2 к ст. 12.24 КоАП РФ);
  • тяжкие телесные повреждения — опасный для жизни вред, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности (Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522);
  • смерть потерпевшего;
  • особо тяжкие последствия (гибель 4 и более, ранение 15 и более человек).

Степень тяжести телесных повреждений определяется медицинской экспертизой.

По характеру происшествия выделяют (Приложение Ж к ОДМ 218.6.015–2015):

  • столкновение транспортных средств между собой или с поездом;
  • опрокидывание — потеря устойчивости не в связи со столкновением или наездом, съездом с дороги (например, при критическом наклоне дороги, в результате порыва ветра и т. п.);
  • наезд на стоящее транспортное средство;
  • наезд на препятствие (любой неподвижный объект, кроме транспортного средства);
  • наезд на пешехода, в том числе когда пешеход натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на велосипедиста, в том числе когда велосипедист натолкнулся на автомобиль;
  • наезд на гужевой транспорт (как на животных, так и ведомое им устройство), в том числе когда такой транспорт натолкнулся на автомобиль;
  • падение пассажира в процессе движения (например, в автобусе); Падение пассажира в автобусе также является ДТП
  • иные ДТП:
    • наезд на других животных, кроме гужевого транспорта;
    • съезд с дороги;
    • падение груза;
    • отбрасывание предмета;
    • наезд на лицо, не являющееся пешеходом (сотрудник ГИБДД, дорожный работник и т. п.).

Несколько условно можно подразделить ДТП на учётные и не подлежащие учёту. Условность заключается в том, что согласно п. 3 Правил учёта ДТП учёту подлежат все происшествия, причём обязанность возлагается не только на ОВД, но и непосредственно на владельцев транспортных средств — юридических лиц, органы управления дорогами и владельцев дорог. Но в государственную статотчётность включаются сведения только о ДТП, повлёкших гибель и/или ранение людей (п. 5 Правил) за некоторыми исключениями (если ДТП произошло в результате попытки суицида, посягательства на жизнь и здоровье, во время автосоревнований и некоторыми другими).

Государственная статистическая отчётность учитывает только ДТП, в результате которых погибли ли ранены люди

Непонятно, как данное требование сочетается с предусмотренным ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО» правом на оформление ДТП без участия ГИБДД. В обязанности страховщиков не входит передача в полицию информации о ставших им известными происшествиях, оформленных по так называемому европротоколу. Очевидно, что огромное количество ДТП остаётся неизвестным органам внутренних дел и не принимается во внимание при проводимых в обязательном порядке анализе причин и условий возникновения происшествий и разработке мер по их предотвращению. Такое положение является ещё одним существенным минусом европротокола наряду с тем, что самостоятельное оформление дорожных происшествий их участниками позволяет избежать виновнику ответственности за нарушение ПДД.

В литературе встречается понятие «бесконтактного ДТП», под которым подразумевается событие, отвечающее всем признакам ДТП, но при отсутствии взаимодействия между автомобилями участников, а последствия наступают в результате наезда на предмет или столкновения с другим автомобилем. Достаточно распространённое явление — водитель «подрезал» или резко затормозил, создав тем самым аварийную ситуацию. Если в результате происходит ДТП, встаёт вопрос о причастности такого водителя к происшествию. Случаи привлечения к ответственности и возложения обязанностей по возмещению ущерба, причинённого в результате спровоцированного подобными действиями события, единичны.

Распространённость явления повлекли введение в мае 2016 г. в п. 2.7 ПДД понятия опасного вождения и установление запрета для водителей на совершение ряда действий (неоднократные перестроения, нарушения дистанции и интервалов и др.). С нововведением возникло правовое обоснование для предъявления имущественных требований к «лихим» водителям, но сложность заключается в том, что подобные участники дорожного движения предпочитают не обращать внимания на произошедшее ДТП и спокойно продолжают движение. Доказать причастность к причинению вреда конкретного человека не всегда возможно, даже если удастся зафиксировать номер автомобиля и обстоятельства происшествия.

В статистику попадают только данные, зафиксированные ГИБДД

Другим специфическим видом происшествия является скрытое ДТП. Допустившее нарушение ПДД и совершившее дорожно-транспортное происшествие лицо скрывается с места происшествия. Доказать его причастность можно путём проведения трасологической экспертизы, если известен номер автомобиля. Здесь также возникает вопрос о причастности конкретного водителя, если к управлению автомобилем допущено несколько человек. Теоретически возможны ситуации, когда с места события скрывается потерпевший.

Действия после ДТП

Порядок действий участников ДТП после происшествия определён п. п. 2.6 — 2.6.1 ПДД. В общем случае причастные водители обязаны:

  • прекратить движение и оставить автомобиль в месте остановки;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • оставить все предметы, имеющие отношение к ДТП, на своих местах (сохранить осыпь, отлетевшие и выпавшие предметы и пр.).

Если имеются пострадавшие, требуется оказать им первую помощь, вызвать скорую медпомощь и полицию по сотовому номеру 103 и 102 или по единому номеру 112, при необходимости отправить в ближайшее медучреждение с попутным транспортом, а при его отсутствии отвезти самостоятельно и вернуться на место.

Включение аварийной сигнализации и установка знака — первые действия после ДТП

Водители обязаны освободить дорогу после фиксации первоначального месторасположения автомобилей (в т. ч. путём фото- и видеосъёмки):

  • при ранении или гибели людей только в случаях, когда проезд другого транспорта невозможен;
  • при отсутствии пострадавших в случаях, когда проезд другого транспорта затруднён.

При отсутствии пострадавших в ДТП, споров между участниками по обстоятельствам происшествия и по поводу полученных повреждений водители вправе не извещать полицию. По своему выбору они могут:

  • оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав расположение транспортных средств;
  • оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД в случаях, предусмотренных ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • не оформлять происшествие, если ни один из участников не настаивает на этом.

При отсутствии разногласий ДТП без пострадавших можно оформить на ближайшем посту ДПС

При отсутствии пострадавших, но при наличии разногласий в обстоятельствах происшествия и по поводу полученных повреждений, участники обязаны известить ГИБДД и дожидаться прибытия наряда. При получении указания от ГИБДД происшествие может быть оформлено на ближайшем посту ГИБДД или в подразделении полиции с предварительной фиксацией месторасположения автомобилей.

Возмещение ущерба и морального вреда

ДТП неразрывно связано с вопросами возмещения вреда. Обязанность по возмещению ущерба и компенсации морального вреда лежит на виновнике ДТП. Исходя из обстоятельств, может быть установлена обоюдная вина участников события или вина нескольких водителей, если произошло массовое происшествие. При возмещении ущерба в рамках ОСАГО вина нескольких участников признаётся равной, пока не установлено иное, выплата производится пропорционально.

Следует понимать, что ГИБДД не устанавливает вину в причинении ущерба и даже вину в ДТП. Полиция выявляет и определяет нарушения Правил дорожного движения в действиях участников. В общем случае нарушитель ПДД является виновным в причинении ущерба, но в спорных ситуациях установление вины или степени вины возможно только в судебном порядке.

Штраф и другие наказания за ДТП

Нарушение ПДД не обязательно образует состав административного правонарушения. Нарушитель не может быть привлечён к административной ответственности, если за допущенное нарушение не предусмотрена соответствующая статья в КоАП. Характерным примером может служить распространённая причина аварий — неправильный выбор скоростного режима. За такие действия ответственность не установлена, если одновременно не была превышена предельно допустимая скорость, предусмотренная для данной территории или установленная дорожными знаками.

При отсутствии в действиях нарушителя ПДД состава административного правонарушения административная ответственность не наступает

В сфере нарушения безопасности дорожного движения применяются следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафы (наиболее часто размеры штрафов оставляют от 500 до 500 000 руб.);
  • лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 24 месяцев;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 ч.

За вождение в нетрезвом состоянии лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок или за отказ от медосвидетельствования, возможна уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 24 месяцев.

Строгое соблюдение Правил дорожного движения снижает до минимума, а, возможно, и исключает вероятность попасть в дорожное происшествие. Среди высококвалифицированных профессиональных водителей бытует убеждение, что избежать ДТП по своей вине просто, но настоящий водитель должен уметь избегать происшествий по вине других участников движения. Внимательность и аккуратность за рулём избавляют от проблем не только самого водителя, но и окружающих.

Замена лишения свободы на принудительные работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *