Заявление о нанесении побоев в полицию, образец

Заявление в полицию о побоях: образец правильного составления

Случаи избиения граждан нередко встречаются и на улице, и в быту. В такой ситуации пострадавшему следует обязательно обращаться за помощью к правоохранительным органам. Имея образец заявления в полицию о побоях, и зная, как правильно его составить, можно защитить свои права и наказать обидчика. Важно сделать это незамедлительно. Тогда полиция быстро начнет действовать, и шансы на привлечение виновных лиц к ответу возрастут.

Как написать заявление о побоях

При написании заявления задачей пострадавшего является максимально полное изложение обстоятельств случившегося. Описать избиение нужно стараться подробнее. Некоторые, на первый взгляд, незначительные детали могут стать важным фактором в расследовании дела. Не нужно задумываться о правильной квалификации преступления и пытаться подобрать статью закона. Это сделают сотрудники полиции на основе собранного материала.

Сообщив о рукоприкладстве, заявителю нужно изложить свое обращение к правоохранительным органам. Оно может включать просьбу:

  • задержать преступника;
  • привлечь к ответственности;
  • взыскать с виновного лица компенсацию за нанесенный ущерб.

Заканчивая документ, необходимо будет подтвердить ознакомление с ответственностью за предоставление ложной информации.

Как правильно оформить

Отдельный бланк для написания заявления о побоях не существует. Поэтому его можно составить в произвольной форме, соблюдая при этом требования делопроизводства. В шапке, расположенной в правом верхнем углу документа, следует указать:

  • наименование правоохранительного органа, в который подается заявление;
  • фамилию, имя, отчество, контактные данные заявителя.

Адрес и телефон пострадавшего, указанный в документе, будут необходимы сотрудникам полиции для связи. В ходе их работы могут возникнуть дополнительные вопросы, потребуется явка для дачи объяснений. Кроме этого, заявителя будут информировать о ходе следствия.

В основной части должны быть отражены:

  • обстоятельства совершения преступления;
  • дата и место события;
  • известная информация о преступнике;
  • данные о свидетелях;

Заявление, которое пострадавший лично приносит в полицию, может быть рукописным или напечатанным. Образец оформления есть на информационных стендах отделения МВД. Отправить документ можно и через интернет. Такая возможность есть на портале Госуслуг и официальном сайте МВД. Там уже имеется шаблон, в который необходимо только занести информацию о случившемся.

В заявлении должна стоять дата составления и личная подпись заявителя. Это обязательное требование. Если гражданин не может самостоятельно написать текст, сделать это за него имеют право родственники или знакомые. Пострадавший должен будет прочитать документ и расписаться в нем. При избиении несовершеннолетнего лица в полицию должны обратиться его родители или опекуны. Если побои ребенку наносят мать или отец, любой из свидетелей может сообщить об этом в правоохранительные органы.

Важно! Для подтверждения факта причинения вреда правонарушителем следует приложить к заявлению справку о побоях. Её можно получить в любом лечебном учреждении.

Там, при обращении за медицинской помощью, зафиксируют характер и тяжесть нанесенных повреждений. Этот документ не только даст возможность наказать преступника, но и послужит доказательством его вины при взыскании компенсаций. Особенно важна справка в случаях, когда последствием побоев становится потеря трудоспособности. Направление на проведение медицинского осмотра могут дать сотрудники полиции после получения заявления об избиении. В случае когда видимые повреждения на коже отсутствуют, пренебрегать осмотром врачей не следует. Кроме внешних следов побоев, медики могут выявить такие признаки нанесения вреда здоровью, как головные боли, тошноту, слабость. Если у потерпевшего имеются видеозаписи, фотоснимки, показания свидетелей, касающиеся избиения, их нужно предоставить сотрудникам полиции в качестве доказательства нанесения увечья.

Куда обращаться

Правоохранительный орган, в который следует подавать заявление, зависит от того, известен преступник или нет. Если жертва знает своего обидчика, имеет на руках доказательства нанесения побоев, она может смело обращаться в прокуратуру или готовить иск в суд. Когда точной информации о нападавшем лице нет, или для подтверждения отдельных фактов следует собирать доказательства, нужно писать заявление в полицию. После получения информации о побоях, выяснением обстоятельств преступления, документальным обоснованием их и формированием дела будут заниматься сотрудники полиции.

Сроки подачи и рассмотрения

В законодательстве не определен срок давности для подачи заявления. Обратиться в полицию пострадавший может в любое удобное для него время. Но нужно помнить, что чем быстрее правоохранительные органы получат информацию о правонарушении, тем больше шансов задержать преступника. Это особенно актуально, если побои нанесены неизвестным лицом. Обидчик, личность которого известна потерпевшему, тоже может попытаться скрыться или уничтожить доказательства вины. Поэтому, несмотря на существующую возможность отложить срок подачи заявления об избиении, лучше сделать это в первые часы после побоев.

При приеме заявления от потерпевшего дежурный сотрудник полиции проводит его регистрацию и обязательно выдает талон-уведомление. В нем указывается дата подачи документа, по которой следует проверять своевременность выполнения дальнейших следственных мероприятий. В специальном журнале или просто в корешке потерпевший расписывается за получение талона и отмечает дату и время. На рассмотрение заявления полиции выделено три дня. В некоторых случаях срок может быть увеличен десяти дней. В исключительных ситуациях разрешено продление и до тридцати дней. По истечении этого времени принимается решение о возбуждении дела о правонарушении или отказе заявителю. Обо всех этапах работы с заявлением пострадавшему направляют уведомления по месту жительства или на электронный адрес. Если он несогласен с вынесенным постановлением, то имеет право обжаловать его.

Что делать, если не берут заявление

Прием заявлений от пострадавших является обязанностью дежурного сотрудника полиции. Причем подать их могут как россияне, так и иностранцы. В полиции обязаны отреагировать на обращение жителей Таджикистана, Украины, Германии, любых других государств, а также лица без гражданства. Расследованием преступления будут заниматься сотрудники отдела того района, где побили пострадавшего. Поэтому одной из причин отказа часто бывает неверный выбор отделения полиции. Но, если гражданин настаивает, заявление должны принять. В случае, когда документ не приняли, потерпевший может написать жалобу в прокуратуру или в вышестоящий орган МВД. При этом необходимо будет точно указать наименование отдела полиции, время обращения, звание и фамилию полицейского, отказавшегося принять заявление. Желательно разговор с дежурным зафиксировать с помощью аудио или видеоаппаратуры. О своих намерениях составить жалобу следует вежливо предупредить сотрудника полиции.

Всем привет! Я снова на связи и сегодня расскажу вам как определить грузоподъемность автомобиля по ПТС.

Для некоторых, этот вопрос может показаться малосущественным, но это только для тех, кто еще не сталкивался с серьезными проблемами, которые могут вытекать из пропечатанных в ПТС (паспорт транспортного средства) данных о весе машины.

Ведь львиная часть владельцев легкового автотранспорта использует его не просто как средство для личного передвижения, а более полноценно – для перевозки различных грузов, включая плотное заполнение авто пассажирами.

Но в автомобильном законодательстве даже для легковушек и близких к ним транспортных средств (ТС) прописано немало ограничений на этот счет. А нарушение подобных правил карается весьма существенными штрафами. И что же делать, если вы уверены, что данные по грузоподъемности в вашем ПТС не соответствуют реальности, и вас зря наказывает служба ДПС?

На этот и другие подобные вопросы вы найдете ответ в данной публикации.

Грузоподъемность автомобиля – освежаем память

Важность параметра грузоподъемности

Чтобы далее абсолютно всем все было понятно, я приведу базовые сведения, связанные с нашим вопросом. Вообще эти данные большей частью включены в обязательную программу теоретического обучения перед получением прав (водительского удостоверения – ВУ). Но этот раздел большинство водителей помнят смутно (в случае если он вообще изучался по факту, а не по галочке) и из-за этого они зачастую путаются в терминологии, связанной с грузоподъемностью.

Полноценным сидячим местом не считаются

С другой стороны, сама эта грузоподъемность как таковая, в случае с легковым транспортом, интересует автовладельцев далеко не в первую очередь. Больше всего вопросов при покупке авто вызывает его цена, «прожорливость», скоростные качества и т. п. показатели.

Но ведь именно весовые характеристики как раз и определяют большинство из популярных базовых качеств автомашины. Это давно используется автопроизводителями как один из основополагающих принципов в эволюции брендовых моделей и они, к настоящему времени, очень сильно «исхудали».

Кстати, так было не всегда: в начале второй половины ХХ в. тяжелый легковой автотранспорт был в фаворе. Как пример могу привести знаменитый Cadillac Eldorado, который достигал веса почти трех тонн :shock:, в своей модификации V8.2 1970 г.

Поэтому, покупаете ли вы Б/У машину с рук, или берете новую в автосалоне, – на ее параметры грузоподъемности внимание обращайте обязательно, причем в общем ряду с важнейшими сведениями.

Необходимая терминология в грузоподъемности легковых машин

Сразу отмечу, что разделы необходимых знаний по грузоподъемности легкового и грузового транспорта существенно отличаются.

А так, как профиль данного автоблога касается больше владельцев легковушек, то на таких тонкостях как расчеты грузоподъемности для ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов), или для колесных формул ССУ (Седельно-сцепных устройств) я не буду останавливаться, дабы не погружать вас в специфические дебри бухгалтерии и колесной механики.

Итак, для автотранспорта существует четыре базовых термина, характеризующих его грузоподъемность:

  • Сухая масса – истинный вес автомобиля как конструктивного механизма, без учета его способности функционировать. То есть это вес самого устройства без дополнительных, обеспечивающих или страхующих его функциональность наполнителей (бензин, масло, различные жидкости, стандартные инструменты и запчасти).
  • Снаряженная масса – функциональный вес автомобиля со всеми необходимыми для его работы наполнителями (бензин, масло, различные жидкости, стандартные инструменты и запчасти), включая водителя.
  • Полная масса (полная разрешенная масса) – это сумма снаряженной массы авто, ее пассажиров и ее груза.
  • Грузоподъемность – полезная нагрузка, которую без проблем может нести автомобиль (пассажиры, багаж).

Далее обязательно нужно знать, что тут чему соответствует по техпаспорту (ПТС).

В Российской Федерации в ПТС эти данные принято прописывать несколько иначе. Там указывается только снаряженная и полная масса:

  • Снаряженная масса указывается как «Масса без нагрузки»;
  • Полная масса как «Разрешенная максимальная масса».

Запомните это.

Надеюсь, здесь все понятно? Думаю, да.

Некоторые нюансы, связанные с грузоподъемностью автомобилей

Те сведения, о которых я написал в предыдущем подразделе не будут полными, если не осветить вам некоторые связанные с ними особенности. Это или прямо пригодится, или будет просто интересно.

Вот то, что я хотел для вас уточнить:

  • Законодательные правила в отношении грузоподъемности ТС прямо связаны с его классом. И в большей мере это касается именно прописанных в ПТС данных, нежели фактических показателей (а они могут различаться, иногда весьма существенно).
  • Сама же классификация автомобилей довольно условна – особо четкой границы между соседними классами у современных авто уже не существует. Мало того, она имеет еще и брендовую динамику (классовую изменчивость от модели к модели), а также региональные различия, в зависимости от принятого в каждой стране законодательства.
  • Есть региональные различия (по странам) и в самой трактовке приведенных мной терминов грузоподъемности. Например, ранее в России (как и в СССР) в снаряженную массу вес водителя не включался. Теперь, в соответствии с унификацией данных, этот показатель включен (на основе директивы ЕС 95/48 и в соответствии с ГОСТом Р 52389-2005).

Но путаница по последнему пункту, да и по другим показателям, до сих пор возникает. Причем не только у простых водителей, но и у работников таможни, МРЭО и ДПС, что вы должны особо себе отметить, т. к. некоторые служащие, из-за своей слабой профпригодности, могут «влепить» вам в ПТС по грузоподъемности не то что нужно, или выписать необоснованный штраф.

Что еще?

Еще я, пожалуй, уточню по поводу массы и веса, т. к. сам использовал оба термина в равнозначном значении и встречал на автофорумах ожесточенные споры по этому поводу. Спорят на этот счет в основном те, кто хочет просто «повыпендриваться» школьной пятеркой по физике, вводя тем самым в заблуждение читающую публику, ищущую достоверные сведения.

Поэтому имейте в виду, что в случаях исчислений и других операций с грузоподъемностью автомобилей (и особенно легковых) для простого водителя (вне лабораторных исследований) понятия массы (меры инертности тела) и веса (сила гравитационного давления) равнозначны, несмотря на то, что для физиков последнее примерно в 10 раз больше первого, если считать для нашей родной планеты.

Пошаговый алгоритм определения грузоподъемности по ПТС

Определить грузоподъемность вашего ТС по ПТС достаточно просто. Для большего удобства я приведу весь алгоритм пошагово.

Шаг первый: определение класса автомобиля

Тут я укажу вам сведения по определению класса автомобиля и связанные с этим и с его грузоподъемностью важные нюансы.

Возьмите ПТС и посмотрите на класс авто. Он указан во втором (обозначается большими английскими буквами) и третьем (прописью: например, «легковой») пункте титульной страницы техпаспорта. Имейте в виду, что класс (тип, категория) указанный в ПТС может мало соответствовать или вообще не соответствовать действительности, в особенности для импортных машин.

Нас интересуют легковые автомобили. Их основной класс – «В». Но некоторые машины класса «С» также могут считаться легковыми. В случае отечественных марок тут есть большая ясность т. к. класс машины шифруется в цифровом коде модели автопроизводителем (вторая цифра после буквенного обозначения).

Думаю, не лишне будет привести эту классификацию целиком:

  • 1 – Легковой транспорт;
  • 2 – ТС типа автобус;
  • 3 – Грузовое ТС имеющее борта (включая пикапы);
  • 4 – Тягачи с седельным сцеплением;
  • 5 – Самосвальные ТС;
  • 6 – ТС с цистернами;
  • 7 – Фуры;
  • 8 (9 и более) – спецтранспорт.

Как видите ваше легковое авто может быть причислено и ко второй (минивэн-микроавтобус) и даже к третьей категории (пикапы).

Пример по моделям на марке УАЗ:

У ВАЗов все также. Например, ВАЗ 2109 (вторая цифра «1» – легковой).

Но импортным автомобилям класс, в соответствии с правилами РФ, присваивается таможней. По этим правилам к легковым машинам причисляются ТС с максимальной массой до 3500 кг и с количеством пассажиромест не более восьми.

Внимание! В количество пассажиромест не должно входить место водителя – это является самой распространенной ошибкой таможенников. Также максимальная масса считается только в килограммах, а не в тоннах.

Еще вы должны знать, что:

  • По таможенным правилам РФ для импортных авто, если по документам их максимально разрешенная масса соответствует «легковым» 3,5 т, но условная масса всех полноценных сидячих мест (не путайте с пассажироместами), включая водительское, будет меньше допустимой массы полезного груза, то такое авто будет зачтено как грузовое.
  • И наоборот: если допустимый вес багажа будет меньше совокупного условного веса всех полноценных сидячих мест, то даже если общая допустимая масса будет более 3500 кг, авто запишут как легковой. Но это при условии, когда в машине не более 9-и всех полноценных сидячих мест, включая водительское.

Причем:

  • Условная масса одного сидячего места принята в 75 кг (адаптированная норма ЕС, а ранее было 80 кг – норма в СССР);
  • Допустимая масса полезного груза в ПТС не пишется, но указывается производителями в сопроводительной документации по автомобилю;
  • Полноценным сидячим местом не считаются различные варианты откидных и т. п. сидений.

Также имейте в виду, что классификаций автомобилей на различные группы, типы, классы и т. п. довольно много. Но именно в ПТС используется проверенная временем (долго использовалась еще в СССР) простая классификация, с некоторыми современными поправками.

Эта классификация имеет пять категорий, которым обычно соответствуют стандартные прописные обозначения:

А – Различный мототранспорт (может записываться в пункте № 3 как «МОТОЦИКЛ»);

В – Обычно легковые авто (может записываться в пункте № 3 как «ЛЕГКОВОЙ»);

С – Грузовые и иногда легковые авто (может записываться в пункте № 3 как «ГРУЗОВОЙ» или «ЛЕГКОВОЙ»);

D – Автобусы (может записываться в пункте № 3 как «АВТОБУС»);

ПРИЦЕП – Прицепы (может записываться в пункте № 3 как «ПРИЦЕП»).

Причем вы должны знать, что при расхождениях по типу ТС в пунктах ПТС № 3 и 4, преимущество имеет запись в пункте № 3. То есть написанное прописью имеет больший вес, чем указанное буквенное обозначение.

Пример:

В пункте № 3 указано «ГРУЗОВОЙ», а в пункте № 4 прописано «В». В этом случае автомобиль будет считаться грузовым или постоянно, или до момента исправления неточности (если она имеется и подтвердится).

Вот такие вот не совсем простые особенности. Понятно, что большинство споров по соответствию грузоподъемности в ПТС и классу авто исходят из этих правил (их неправильного толкования отдельными служащими).

Поэтому, если вы, например, ввозите из-за рубежа авто самостоятельно, то заранее изучите все данные вашего автомобиля и проследите правильность исходных данных для расчета на таможне. Если же вы по каким-либо причинам не хотите, чтобы таможня «клеймила» авто, то воспользуйтесь вариантами ввоза машин без растаможки.

Шаг второй: определение снаряженной и максимальной массы авто

После того, как вы определились с классом автомобиля посмотрите данные в пунктах перед графой с указанием завода-изготовителя – обычно эти пункты идут за № 14 и 15.

В них указывается:

  • Графа №14 – «разрешенная максимальная масса, кг»;
  • Графа №15 – «масса без нагрузки, кг».

Это и будут ваши исходные данные для определения грузоподъемности.

Шаг третий: определение грузоподъемности автомобиля

Прежде всего вы должны знать, что для всего автотранспорта существует две разновидности их грузоподъемности. Да, еще пара терминов, куда же без этого.

Термины эти следующие:

  • Расчетная грузоподъемность;
  • Номинальная грузоподъемность.

Нам нужна именно расчетная грузоподъемность. По номинальной я скажу пару слов ниже. Если с данным в ПТС по машине нет никаких неточностей и несоответствий, то получить расчетную грузоподъемность весьма просто:

  • От разрешенной максимальной массы вычитается масса без нагрузки, и полученное значение будет являться расчетной грузоподъемностью.

Автопроизводители не рекомендуют превышать это значение, стращая всяческими бедами: от поломок элементов подвески до серьезных аварий в результате разрыва шин или по вине потери курсовой устойчивости.

Но на деле редко кто из автомобилистов не нарушает данные рекомендации, и водители часто хвалятся, что возили, мол, такие-то грузы, во столько-то превышающие, а машине хоть бы хны.

Что тут можно сказать?

Правы и производители, и автомобилисты. А дело тут как раз в той самой упомянутой уже номинальной грузоподъемности. Точно определить ее довольно сложно, но это и не требуется: достаточно знать, что для легковых авто она прямо зависит от качества дорожного покрытия – чем ровнее асфальт и сама дорога, тем больший груз можно перевезти без проблем, учитывайте это. Для некоторых моделей легковых автомобилей, например, подобный показатель превышения может достигать 14 тонн полезной нагрузки (!).

Сразу предупреждаю: «ВАЗиков» это не касается! А то вы на радостях нагрузите своего «железного коника» картошкой так, что он долго и дорого потом «болеть» будет.

А что делать, если вы, допустим, купили машину с рук, которая по всем расчетам является легковой, но на таможне в ПТС ее, по ошибке записали как грузовую, а вы не желаете платить лишние налоги?

Если вы уверенны в своей правоте, то тогда нужно обращаться в ГИБДД, чтобы они направили автомобиль на техническую экспертизу по определению снаряженной грузоподъемности. В лаборатории на специальном динамическом стенде высокоточными тензодатчиками измерят поосевые нагрузки в движении (со скоростью до 5 км/час) и вычислят истинную снаряженную массу.

Если она будет отличаться от прописанной в ПТС в нужную вам сторону, то с заключением о лабораторных исследований идите обратно в ГИБДД, где вам заменят ПТС на другой с уточненной грузоподъемностью и классом.

Это может пригодиться не только для более справедливого исчисления транспортного налога, но и для беспроблемного провоза большего груза не рискуя нарваться на штраф и в других случаях, когда для проезда куда-либо (или по чем-либо) установлен охраняемый лимит грузоподъемности.

Полезные советы

  • Далеко не все региональные автомобилисты знают, что в центральную часть Москвы (в пределы Третьего транспортного кольца) воспрещен свободный въезд автотранспорта с грузоподъемностью, превышающей одну тонну. Дело осложняется еще и тем, что тут подключена автоматическая видеофиксация нарушений, которая ошибается намного чаще таможенников в отношении пикапов и минивэнов.
  • Имейте в виду, что власти иногда определяют количество полноценных сидячих мест по количеству ремней безопасности.
  • Вы должны знать, что даже допустимый по расчетам груз может стать причиной поломок подвески или аварии. Всегда старайтесь как можно более равномерно распределять багаж по машине (пусть даже ценой некоторых неудобств), укладывая самые тяжелые вещи снизу, а легкие сверху.

Я надеюсь, что вам теперь понятны основные особенности занесения и определения грузоподъемности в ПТС. Основные ответственные моменты тут – это контроль таможенников с их расчетами при ввозе авто и внимательность к документации при покупке транспорта.

Ну, а если вы все-таки недосмотрели, то дело можно поправить через экспертизу и замену ПТС на документ с более корректными данными.

Если у кого-то из вас был какой-либо опыт или проблемы в вопросах с грузоподъемностью легкового транспорта, то «не жалейте чернил» – опишите все в комментариях. Это будет интересно и мне и читателям.

Стопроцентная американская девушка Ханна отважилась попробовать русскую еду. И что вы думаете? Из всех солений ей больше всего понравился соленый арбуз (вот не сказал бы, что это самое вкусное соление), а меньше всего наш сакральный холодец (ужасающее кощунство ;-)). А еще она оценила один наш сок, сильно удивившись его существованию вообще как продукта. Впрочем, посмотрите сами на то, как Ханна, с явно видимой самоотверженностью, пробует все, что мы едим почти каждый день:

На этом все, до скорых встреч, друзья на страницах моих новых публикаций. Оформляйте подписку на блог, кто еще этого не сделал и делитесь с друзьями интересными статьями блога через соцкнопки – в любом случае распространение полезной информации по сети дело нужное и благодарное.

В соответствии со ст. 111 УК РФ тяжким вредом здоровью считается вред здоровью, опасный для жизни или повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившегося в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности либо повлекшее за собой прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

Если сравнить признаки включенные в указанную ст. 111 УК РФ с признаками, содержащимися в ст. 108 УК РСФСР «Умышленное тяжкое телесное повреждение», то обнаружатся некоторые сходства и различия. В частности, в новом кодексе добавлены следующие исходы вреда здоровью:

— потеря речи (учитывалась ранее как потеря функции органа)

— полная утрата профессиональной трудоспособности,

— заболевание наркоманией или токсикоманией.

Кроме того, термин душевная болезнь заменен термином психическое расстройство, а словосочетание стойкая утрата трудоспособности дополнено словом общая, в результате оно стало звучать — стойкая утрата общей трудоспособности, что ранее подразумевалось без использования этого слова. В целом указанные дополнения и изменения не внесли принципиальных изменений в работу судебных медиков, поэтому порядок соответствующих судебно-медицинских исследований будет рассмотрен ниже с учетом УК РСФСР. Это диктуется тем, что на момент написания настоящего учебника опыта работы с новым кодексом еще не имеется.

Опасными для жизни повреждениями в судебной медицине принято считать такие, которые в момент их причинения создают угрозу жизни потерпевшего или при обычном своем течении заканчиваются смертью. Иногда при оказании своевременной квалифицированной медицинской помощи опасные для жизни повреждения могут иметь вполне благополучный исход — полное выздоровление пострадавшего. Однако это не влияет на судебно-медицинскую оценку степени тяжести таких повреждений, они оцениваются не по исходу, а по опасности для жизни на момент их причинения.

В своей практической деятельности судебные медики используют базовый перечень опасных для жизни повреждений, куда включены повреждения, в отношении которых уже доказано и общепринято то, что они опасны для жизни в момент их причинения или при их развитии, без оказания помощи пострадавшему наступает его смерть. Например, в этот перечень внесены «повреждения крупных кровеносных сосудов», они обычно приводят к смертельным кровопотерям. В указанный перечень включены десятки разнообразных групп повреждений, использование его позволяет экспертам в разных регионах страны одинаково оценивать сходные повреждения.

Если же перед судебным медиком стоит задача оценки повреждения, не вошедшего в перечень, или совокупности повреждений, то он самостоятельно проводит аналитическую работу и как бы доказывает своими исследованиями и умозаключениями, что изучаемое им повреждение опасно для жизни потерпевшего в момент его причинения или при своем течении без оказания помощи приведет к смерти пострадавшего.

В тех случаях, когда пострадавшему причинено телесное повреждение, не являющееся опасным для жизни, оно оценивается по исходу, по степени вреда, причиненного здоровью. Для того чтобы оценить то, к чему приведет повреждение, судебно-медицинскому эксперту иногда приходится ждать довольно долго, до полной стабилизации процессов заживления. К тяжким телесным повреждениям (тяжкому вреду здоровью) судебные медики относят повреждения, которые приводят к следующим исходам или последствиям.

1. Потеря зрения. Под потерей зрения понимают полную утрату способности видеть или состояние зрения, при котором человек не различает очертания предметов на очень близком расстоянии. При этом имеется в виду не временная утрата зрения, а неизлечимая слепота.

Если в результате травмы слепой на один глаз человек утратил способность видеть другим глазом, то это не оценивается как потеря зрения, а лишь как потеря зрения на один глаз. По признаку стойкой утраты трудоспособности более чем на одну треть такое повреждение тоже будет отнесено к тяжким. Об этом признаке будет сказано ниже.

2. Потеря слуха. Под потерей слуха понимают неспособность слышать громкую речь на расстоянии дальше 2-5 см от ушной раковины. Если утрачен слух только на одно ухо, то такое повреждение будет отнесено к менее тяжким.

3. Потеря какого-либо органа, либо утрата органом его функции. Под этим понимают анатомическую утрату органа (травматическая ампутация, хирургическая ампутация по жизненным показаниям) и функциональную утрату органа, т.е. прекращение выполнения им его функций (например, рука сохранилась, но она висит без движения).

Потеря органов может быть оценена и по другим признакам, в частности по признаку стойкой утраты трудоспособности.

4. Возникновение душевной болезни (психического расстройства по УК РФ). Возникновение душевной болезни как последствие травматического повреждения служит основанием для отнесения полученного повреждения к тяжким телесным повреждениям. Диагностирование душевной болезни и установление ее связи с фактом травмирования находится в компетенции судебных психиатров. Однако оценка степени тяжести повреждений при таком исходе происходит с участием судебно-медицинского эксперта.

5. Прерывание беременности. Если вследствие причинения повреждения беременной женщине у нее происходит выкидыш или преждевременные роды, то такое повреждение относят к тяжким телесным повреждениям.

Иногда при наличии разрыва во времени между причинением повреждения и наступлением выкидыша бывает достаточно сложно установить обусловленность выкидыша причинением повреждения. В этом случае судебные медики прибегают к стационарному обследованию потерпевшей в соответствующем лечебном учреждении, проводят консультации с врачами-акушерами и гинекологами.

6. Расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть. Расстройством здоровья называют нарушение анатомической целостности или физиологической функции отдельных органов и систем или всего организма человека в целом. В одних случаях расстройство здоровья может проходить практически бесследно, в других после стабилизации процессов заживления повреждений остаются стойкие последствия в виде отсутствия части тела или нарушения функций, которые не исчезают со временем. Они, в той или иной степени, мешают человеку выполнять трудовые операции. Такие последствия называют стойкой утратой трудоспособности. Измеряют их в процентах. При этом учитывают общую трудоспособность человека — способность заниматься неквалифицированным трудом. Профессиональная и специальная трудоспособность в данном случае не учитывается. В УК РФ определение общая, применительно к термину трудоспособность, вошло в текст статьи.

У инвалидов и детей повреждения оцениваются, как и у трудоспособных граждан. Например, потеря стопы у здорового человека оценивается как стойкая утрата 40% общей трудоспособности, то же самое и в отношении инвалида, который не может самостоятельно передвигаться, и ребенка, который еще не ходит.

Однотипные повреждения у разных людей могут приводить к разным последствиям, разной степени стойкой утраты трудоспособности. В этом случае судебно-медицинская оценка степени тяжести будет различной, и квалификация преступлений тоже будет отличаться.

Процент утраты трудоспособности определяется по специальным таблицам, которые наряду с судебной медициной используются в страховом деле.

Приведем некоторые ее данные в качестве иллюстрации.

— Травматическая деформация грудной клетки со значительным ограничением подвижности при дыхании

— Стойкая утрата 30% общей трудоспособности.

— Потеря 4-8 постоянных зубов.

— Стойкая утрата 10% общей трудоспособности.

— Удаление части печени в результате травмы.

— Стойкая утрата 35% общей трудоспособности.

— Отсутствие большого пальца правой руки — 25%, левой — 20%. (Для «левшей» наоборот.)

При оценке последствий нескольких повреждений, причиненных одному и тому же человеку, проценты суммируются, но сумма их не может превышать 100%.

Если в результате подсчетов стойкой утраты общей трудоспособности получилось 34% и более, то полученные человеком повреждения (повреждение) оцениваются, как тяжкие телесные повреждения (как тяжкий вред здоровью по УК РФ).

7. Неизгладимое обезображение лица. При исследовании повреждений, расположенных на лице человека, судебно-медицинский эксперт устанавливает их неизгладимость. Неизгладимыми признаются повреждения, которые с течением времени не исчезают. При этом возможности косметической медицины во внимание не принимаются.

Обезображение понятие не медицинское, поэтому эксперт не делает такого рода выводов в своем заключении.

Если суд признает неизгладимое повреждение на лице потерпевшего обезображиващим его, то по признаку неизгладимого обезображения лица повреждение будет отнесено к тяжким телесным повреждениям.

Заявление о нанесении побоев в полицию, образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *